Упаковка не менее важна, чем состав: как в Кирове делают косметику в оборотной таре

Ирина Козловских побывала в гостях у Mi&Ko, бренда натуральной косметики родом из Кирова, познакомилась с директором Екатериной Матанцевой и убедилась, что производство косметики и бытовой химии в России может быть экологичным и стремиться к нулю отходов.

Я познакомилась с продукцией Mi&Ko три — четыре года назад: мне подарили кокосовое мыло и оно мне сразу понравилось: не сушит кожу и долго расходуется, у него простой состав (без сульфатов и пальмового масла) и минимальная бумажная упаковка — вполне соответствует принципу «ноль отходов». Мыло продаётся как хозяйственное, но я использую для тела. Одно простое мыло заменяет мне несколько продуктов: гель для душа, мыло для рук, хозяйственное мыло и даже крем для тела (он не нужен, так как мыло не сушит кожу).

Моё знакомство с брендом началось с мыла «Чистый кокос», я полюбила его за простой состав и минимум упаковки.

Я стала пользоваться продуктами этой марки, потому что их делают в моём родном Кирове и часть выручки компания отдаёт на благотворительность. Я считаю, что по составу ингредиентов и экологичности продукция Mi&Ko — на самом высоком уровне в России. Те продукты, которыми я пользуюсь, не содержат нефтепродуктов, сульфатов, парабенов и других сомнительных компонентов, их составы просты, понятны и безопасны.

Оборотная тара

«Когда мы разрабатывали наши продукты, то сразу думали и об упаковке, поэтому мы используем оборотную тару и переработанный картон», — говорит Екатерина. Mi&Ko — единственный в России производитель косметики, который использует оборотную тару: принимает от покупателей использованные банки из-под косметики, стерилизует и снова разливает в них продукцию.

Вся жидкая и сыпучая косметика (кремы, шампуни, зубные порошки) расфасована в тару из тёмного медицинского стекла. В составах продуктов используют натуральные эфирные масла, которые могут контактировать с пластиком и выделять в продукт вредные вещества. Тёмное стекло не пропускает солнечные лучи, не контактирует с продуктом и лучше сохраняет его свойства

Стеклянные банки сначала накапливают у дистрибьюторов, затем отправляют обратно на производство в Киров. В Кирове их моют (клей и этикетка разработаны так, чтобы легко смывались), снимают крышки и стерилизуют.

Крышки и дозаторы не подлежат переработке, так как состоят из нескольких видов пластика, а дозаторы ещё и снабжены металлической пружиной. Компания ищет дозаторы без пружинок и крышки, которые можно использовать несколько раз без ущерба для гигиены и герметичности, но пока использует повторно только банки.

Отказ от пластиковых флаконов и использование стекла бесконечное количество раз уже позволяет экономить воду и топливо, которые могли бы потратить на производство новых флаконов и переработку использованных.

Стеклянные банки из-под косметики доставляют обратно в Киров, стерилизуют и снова используют.

У Mi&Ko есть список официальных дистрибьюторов, которые принимают использованную стеклянную тару. Также вы можете написать в сообщения группы в соцсетях и узнать принимают ли стекло из-под косметики в вашем городе.

Минимальное количество бумажной упаковки и вся она сделана из вторсырья

Твёрдые продукты (мыло и шампуни), а также порошки пакуют в бумажную упаковку. Вся использованная бумага, даже этикетки на флаконах сделаны из вторсырья. Количество упаковки минимально, например, у мыла «Чистый кокос» — это тонкая полоска бумаги, на которой указали название, состав, адрес производства и срок годности.Найти в России переработанные бумагу и картон и использовать их даже для этикеток — отдельный подвиг. Компания честно предупреждает: этикетки смываются, потому что бумага из вторсырья не выдерживает постоянного контакта с водой.

Твёрдая косметика усыхает — это естественный процесс, когда продукт теряет вес и влагу. Поэтому на промышленном производстве мыло часто оборачивают плёнкой, чтобы предотвратить потерю воды. В Mi&Ko не стесняются усушки, так как из продукта уходит влага, а ценные компоненты остаются. Усохший кусок мыла может уменьшиться в размерах, но расходоваться он будет так же, как свежий. Усушку закладывают в номинальный вес продукта: на выходе кусок мыла может весить 120 грамм, а на этикетке указывают 80.

Минимальное количество пластика, который легко переработать

Пластиковые флаконы изготовлены из полиэтилена высокого давления — такой охотно берут на переработку.

Пластик в упаковке используют по минимуму и только там, где нет альтернативы: для отбеливателя и концентрированных моющих средств объёмом 4—5 литров. Вся пластиковая упаковка маркирована и её легко сдать на переработку.

Я не могу себе представить удобную стеклянную бутылку объёмом пять литров — все производители косметики для продуктов такого объёма используют пластиковые канистры. Если моющего средства в такой упаковке хватит для всей семьи на год, и канистру можно сдать на переработку практически в любом пункте приёма на карте recyclemap, это решение укладывается в концепцию «ноль отходов».

Концентраты и универсальные средства экономят природные ресурсы

Mi&Ko выпускает концентрированные продукты, потому что они расходуются экономично, их хватает надолго и покупают их реже — в итоге и производитель, и покупатель используют меньше упаковки, а значит экономят природные ресурсы. Плюс твёрдые концентрированные продукты (мыла, шампуни, порошки) не содержат воду — значит там нет среды для размножения бактерий — в продукте не нужны консерванты.

Один килограмм концентрированного стирального порошка Mi&Ko заменяет шесть килограмм обычного — и покупатель, и производитель экономят на упаковке.

По словам директора Mi&Ko Екатерины Матанцевой, мыло «Чистый кокос» заменяет шесть кусков обычного хозяйственного мыла. Я редко стираю руками, но куска мыла «Чистый кокос» мне хватает на три месяца, а твёрдого шампуня «Пивной» — на 4—6 месяцев (волосы я мою 2—3 раза в неделю).

Твёрдый шампунь в упаковке из переработанного картона — и никакого пластика!

Пивной шампунь заменяет мне и шампунь, и кондиционер: так как продукт сделан на омыленных растительных маслах и не содержит сульфатов, он не сушит и после него не нужен кондиционер. Поэтому вместо двух бутылок шампуня и кондиционера я покупаю кусок твёрдого шампуня в бумажной упаковке — и экономлю не только место на полке, но и природные ресурсы.

Ноль отходов на производстве

Помимо сокращения отходов в мусорном ведре покупателя, на производстве тоже стремятся к сокращению отходов. Для литья мыла используют многоразовые формы из дерева, а мыльные обрезки добавляют в стиральный порошок.

На производстве внедрён раздельный сбор мусора: картон, канистры и пластиковую плёнку собирают раздельно и отправляют на переработку.

Екатерина рассказала, что в Mi&Ko строго отслеживают транспортный путь продуктов, упаковки и ингредиентов и выбирают, ориентируясь не только на качество продукта, но его транспортный след — и стремятся к сокращению последнего. Например, стеклянные флаконы доставляют преимущественно из Германии и Италии, и меньше из Китая, потому что доставка из Китая «стоит» больше топлива и вредных выбросов. А тканевые косметички, в которых продают подарочные наборы, для Mi&Ko шьёт многодетная семья из Кирова.

Производственный цех Mi&Ko.

Итак, на примере Mi&Ko можно продемонстрировать как косметический бренд стремится к нулю отходов:

1. Выбирает упаковку, которая:

— может использоваться повторно,

— сделана из переработанного сырья,

— легко отправляется на переработку.

2. Производит концентрированные продукты, которых хватает надолго, их покупают и производят реже, а значит используют меньше упаковки.

3. Производит универсальные средства, каждое из которых заменяет 34 обычных косметических средства.

Вот такая история на сегодня.

Текст и фото Ирина Козловских, за что ей огромное СПАСИБО!