Что следует понимать под термином - социологический ксеноцентризм?

Социологический ксеноцентризм - всё дело в шляпе!
Социологический ксеноцентризм - всё дело в шляпе!

Ксеноцентризм – понятие, основанное на тенденции оценки чужой культуры выше собственной. Такая тенденция материализуется различными способами. Например, для жителей Соединенных Штатов характерным моментом является предположение, что европейские пищевые продукты: вино, сыр, некоторые сладости, превосходят пищевые продукты местного изготовления.

Если рассматривать понятие ксеноцентризма в смысле крайности, существуют культуры, фактически поклоняющиеся другим культурам. Один из примеров - японский жанр аниме, пропагандирующий превосходство Америки в искусстве подчёркиванием особенностей:

  • широко раскрытых глаз,
  • челюстей угловатой формы,
  • белым цветом кожи.

Ксеноцентризм, по сути, антитеза этноцентризму, когда родная культура, продукты и услуги, в понимании человека превосходят любой другой культуризм. Опорой ксеноцентризма видится увлечение чужеродной культурой с явным презрением по отношению к родному культурному наследию. Такое увлечение часто провоцируется (подстрекается):

  • грубой несправедливостью правящих элит,
  • устаревшими идеологиями,
  • репрессивным религиозным большинством.

Потребительский синдром с упором на ксеноцентризм

Достаточно точно можно утверждать, - глобальная мировая экономика использует ксеноцентризм. Главная цель такого использования – формирование (функционирование) нужной модели спроса и предложения на уровне международном. Правда, следует отметить - концепция некоренных продуктов (товаров) не подпадает под эту теорию.

Концепция международных рынков очевидна - реализация продукции под лейблом «лучшей в мире», дабы привлекать иноземных потребителей, заставляя платить дополнительными сборами:

  • фактор доставки,
  • товарную обработку,
  • транспорт товаров,
  • предоставление услуг.

Вот почему тот же Париж, к примеру, готов бравировать исключительной в своем роде империей моды и парфюмерией, - уникальными товарами, доступными исключительно в бутиках Парижа.

Даже термин «шампанское» несёт явно выраженную этноцентрическую идею. Эта идея гласит, что виноград, используемый для приготовления французского игристого вина уникален и совершенен настолько, что никто, кроме виноделов региона Шампань, не вправе назвать игристое вино «Шампанским». И напротив, потребители по всему миру называют французское шампанское лучшим среди аналогов, применяя ту же ксеноцентрическую идею.

Культурное Воздействие ксеноцентризма на местную идею

Встречаются крайности, когда ксеноцентризм оказывает влияние на местную культуру, создавая благоприятствующее положение другой культурной составляющей. Такое развитие событий несёт разрушительные последствия. Не исключено даже полное уничтожение родной культуры в пользу более желанного аналога и такие примеры есть.

Наглядный пример: американский идеал «исключительной страны», когда прибывающие в США представители разных народов (эмигранты) тешатся надеждой «новой судьбы», с последующим осуществлением «заветной американской мечты». При этом иммигранты, как правило, жертвуют родными традициями в угоду американских идеалов.

Так вот нескольких поколений так называемого идеализма Америки (ксеноцентрического представления о культуре), попросту вымерли. Исключение составляют лишь крайне скудные остатки традиций. Проявление любви по отношению к другим культурным ценностям является скорее неким присвоением, чем оценкой. Простой пример, - люди, выражающие восхищение ковбойскими шляпами – головными уборами коренных американцев.

Такие почитатели ковбойских шляп надевают эти головные уборы, как на традиционные музыкальные фестивали, так и каждодневно. Подобное поведение наводит на мысль, что почитатели ковбойских шляп ценит американскую культурную природу выше, чем родную (европейскую или иную). Однако в реальности такой подход – это проявление неуважения к священной природе предмета коренных американцев. Не верите? Спросите дядю Джо.