Экскурсия по Агафоновке

31.07.2018

Наконец состоялась экскурсия по Агафоновке. Сначала ей помешала внезапная болезнь, потом погода. Но в прошедшее воскресенье на 3 часа мы погрузились в историю и быт Октябрьского посёлка.
Экскурсия у меня была рассчитана на 4 часа, поэтому пришлось её чуть подсократить, чтобы успеть до заката. Подготовил больше 20 страниц об истории возникновения посёлка, его хозяевах, храме, школах, история возникновения трамвайной линии и изменениях быта населения после пуска Клинической линии. Что было сделано в советское время, что планировалось, в общем материала было много.

Кое-что я покажу здесь. Например как менялся Благовещенский храм, построенный Михаилом Зацепиным в стиле древнепсковской архитектуры. В советское время храм-школа, построенный в 1912 году (см выше) был надстроен и переделан в коммуналку.

6 лет тому назад:

Общине храм вернули лишь в 2005 году, тогда и началось расселение жильцов и постепенное восстановление первоначального облика церкви.

Большой корпус для учебного заведения был построен рядом в 1936 году, считается, что из кирпичей разобранной Митрофаньевской церкви.

Сегодня здесь лицей №2.

Другой храм культуры работал в посёлке с 1950 года до середины 1990-х. Кинотеатр "Родина".

Потом здесь разместили районный отдел милиции, затем рынок, а теперь это "Магнит", где за последние годы полностью избавились от внутренних признаков кинотеатра, опустив потолки.

Вверху надстроили какую-то часть (видимо сделали "складской этаж"), а между колоннами сзади здания построили какую-то каморку.

С обратной стороны здание, сделанное по проекту архитектора Ботяновского, совсем рушится.

Когда-то центральная улица посёлка называлась Трамвайной.

Трамвай тут появился в 1926 году.

И сегодня он ходит здесь, правда теперь у него есть маршрутки-дублёры.

Дорогу делали с обоих сторон от выделенной трамвайной линии, чтобы виды транспорта не мешали друг другу. Но исторически не довели до ума сделанную схему. Сейчас по части параллельных дорог автомобили не только не ездят, их ещё и застроили в последние годы (вдали между корпусами видна основная трасса ул.Клочкова)!

Дойдя до этого места Клочкова должна была под тупым углом продолжаться с трамвайными рельсами посередине к новой развязке с улицей Политехнической. Для этого на месте частного сектора ничего строить не разрешали.

Строить начали, когда я был тут последний раз - в 2012 году копали фундамент. Тогда я спрашивал в комитете архитектуры, как же так? 30 лет берегли место под развязку и сейчас просто кому-то под застройку его отдали. На что получил ответ, что разрешения на строительство там не давали, т.к. место относится к территории общего пользования (под расширение дороги), строить там нельзя. Ну и что вы думаете? Сейчас тут выстроен огромный коттедж на 3 этажа. Плевать всем на город...

Мы побывали на улицах Трамвайной, Саратовской, Самарской, Сызранской, на дне бывшего песчаного карьера и внутри бывшего кинотеатра. Чтобы не грузить вас дальнейшей информацией просто фотографии деталей с экскурсии...

А следующая экскурсия будет называться "Дома-пионеры Ленинского района" и будет посвящена двум десяткам объектам культурного наследия 2-й Дачной. Как всегда за анонсами экскурсий следите в группе.