Саратов во время и после Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война стала одним из центральных исторических событий страны, а для Саратова - особой страницей, которая изменила многие планы и жизненный уклад города.

Более 680 тысяч жителей Саратовской области защищали нашу Родину в боях. Более 300 из них удостоены звания героя Советского Союза (из них 24 уроженца Саратова).

На Воскресенском кладбище в братской могиле похоронено 5663 солдат и офицеров Советской Армии, погибших при отражении вражеских налётов на Саратов, а также умерших в городских госпиталях.

Сам же Саратов находился в тылу, а во второй год войны стал прифронтовым городом, обеспечивая победу страны в Сталинградской битве.

Начало войны и эвакуация

В течение первых двух недель с момента нападения Фашистской Германии на Советский Союз в саратовские военкоматы поступило свыше 22 тысяч заявлений от добровольцев, готовых защищать Родину.

Для охраны предприятий, объектов железных дорог и борьбы с парашютными десантами и диверсантами противника в области было создано 53 истребительных батальона, в которых состояло до 6 тысяч человек.

К осени 1941 года гражданские предприятия переводятся на выпуск военной продукции: оружия, снарядов, бомб, мин, походных кухонь, деталей, приборов и электрооборудования для военной техники. Швейные фабрики осуществляют пошив армейского обмундирования и снаряжения.

28 августа 1941 года принимается решение о выселении из Поволжья лиц немецкой национальности. Депортации подверглись 375,5 тысяч немцев АССР Немев Поволжья, 46,3 тысяч — из Саратовской и 26,2 тысяч — из Сталинградской областей. 7 сентября немецкая автономия была упразднена, 15 районов республики отошли к Саратовской области, а 7 районов — к Сталинградской области. Бывшие немецкие сёла заселялись эвакуированными из западных районов страны и переселенцами из соседних областей. Из миллиона эвакуированных и беженцев почти треть осталась в нашей области. Кроме того, в область эвакуировали 60 школ-интернатов и детских домов.

В 1941-1943 годах в эвакуации в области находились Ленинградский госуниверситет, Московская консерватория, ГИТИС, МХАТ, Киевский академический театр Красной Армии, Полтавский драмтеатр, Украинский театр им. Шевченко, 2-й Харьковский украинский театр.

До конца 1942 года в города и посёлки области было эвакуированы около 100 предприятий. Количество заводов союзного значения в области выросло в полтора раза. Вот только военный призыв создал проблему с рабочей силой.

Поэтому работать первые месяцы войны вызывались студенты, женщины, подростки и пенсионеры. С весны 1942 года была объявлена трудовая мобилизация.

На предприятиях начинается движение «двухсотников», проходившее под девизом: «Одну норму за себя, вторую — за товарища, ушедшего на фронт». Заводы перевыполняли суточные задания.

Каждый третий самолет Великой Отечественной войны был выпущен на Саратовском авиазаводе. Четверть горючего, потраченного за всю войну была произведена на саратовском крекинг-заводе им. Кирова (Саратовский НПЗ).

Студенты учились по сокращённой программе – без выходных. Группы студентов выполняли военные работы – например их отправляли копать защитные рвы.

Город во время войны

Электричество подавалось с перебоями, так как электростанции работали на топливе, которого не хватало. В домах часто не было электричества, трамваи часто не ходили. Их работа во время войны была больше связана с перевозкой раненных с железнодорожных станций в эвакогоспитали, а также выполнение грузовых рейсов.

Чтобы выжить люди обзаводились печами-буржуйками и керосиновыми лампами. Еда готовилась на керосинках и примусах, в печах для обогрева квартиры жгли мебель и дрова. На дрова было вырублено большое количество деревьев в городе. Старожилы помнят, как по улицам разгуливали просящие подаяния фронтовики-инвалиды и нищие.

Оккупация западных хлебородных районов усилила значение саратовского сельского хозяйства. Обязательный минимум трудодней вводился, начиная с 12-летнего возраста. Почти 85% сельхозработников составляли женщины. Но посевные площади сократились, урожайность упала в 2-3 раза, сократилось поголовье скота. Как итог – продуктовый дефицит.

В магазинах всё отпускалось по карточкам, были очереди. На базарах можно было что-то купить, но цены у спекулянтов были заоблачными. Популярной едой стал колоб (жмых из прессованных семечных отходов), черные сухари, вобла, барыня-ягода, картошка в мундире.

Железнодорожные станции были переполнены эшелонами с эвакуированными людьми, которым не хватало еды и крыши над головой – вокзалы были слишком малы. Большинство проходящих эшелонов не отапливались, часть эвакуированных располагалась на открытых платформах.

Инструктор по информации горкома ВКП(б) Абкина докладывала о ситуации на станции Саратов-1: «Громко плачут голодные и продрогшие дети, а над ними рыдают матери, потерявшие всякую надежду получить от саратовских организаций помощь, кусок хлеба и кров для своего ребенка на ночь. Пропускная способность комнаты матери и ребенка смехотворно мала. На 2000 — 2500 детей, ежедневно проезжающих через Саратов, в ней имеется только 50 мест».

В Cаратовской области был работало около 200 эвакогоспиталей, более 30 из которых – в областном центре. Они формировались на базе учебных заведений и гостиниц. На одного врача в те времена приходилось по 100-200 раненых. По показателю возвращения боеспособности наши госпитали были одними из ведущих в СССР – 71% раненных после лечения возвращались в строй.

Каждый эвакогоспиталь был прикреплён к определённому дому или учреждению, заводу. Работники завода после смены должны были дежурить в госпитале, ухаживать за раненными, помогать. Чтобы дети в это время были под присмотром, в помещениях эвакогоспиталей создавались детсады.

Студенты и школьники ухаживали за ранеными воинами и давали концерты. Домохозяйки стирали бельё и чинили обмундирование. Красноармейцев, получивших увечья, обучали профессиям счетоводов, бухгалтеров, сапожников, портных и т. д, что помогало им адаптироваться к новым условиям жизни.

Военное время города

В 1942 и 1943 году Саратов подвергался бомбардировкам фашистской авиации, против которой действовал сформированный здесь зенитный полк, в составе которого воевали саратовские женщины и девушки. Борьбу с вражескими самолетами вели и летчицы женского авиационного полка под командованием М.М. Расковой. Объектами бомбежек были авиазавод, железнодорожный мост, Улешовская нефтебаза, крекинг-завод.

Для того, чтобы противник не смог ориентироваться с воздуха, снимали высотные ориентиры: шпили с консерватории; применяли светомаскировку: зашторивали окна плотной тканью.

В самом начале войны зарождается патриотическое движение по сбору средств в Фонд обороны. Первой крупной акцией стал Всесоюзный воскресник 17 августа 1941 года, в котором в нашей области приняли участие 150 тысяч человек. Саратовцы вносили в фонд деньги, драгоценные металлы, зерно, мясо, тёплые вещи для красноармейцев. Артисты давали концерты, весь сбор от которых перечисляли в фонд обороны.

Наибольший размах приобрела такая форма помощи, как покупка боевой техники, вооружения, обмундирования, снаряжения на личные средства граждан или на доходы промышленных предприятий, учреждений, колхозов, творческих коллективов.

Молодёжь собирала средства на строительство танковых колонн им. В.И. Чапаева и «Саратовский комсомолец», крестьяне колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского (Саратовского) района купили самолёт лётчику майору В.И. Шишкину.

Ферапонт Петрович Головатый, купил на личные сбережения самолет, и подарил его лётчику Борису Н.Еремину. Когда самолет выработал ресурс его установили на площади у консерватории для обзора, а в мае 1944 Головатый подарил Еремину второй самолет.

Колхозница Анна С.Селиванова приобрела для армии три самолета. А всего за годы войны наши трудящиеся отправили на фронт «за свой счёт» 1525 самолетов.

Волжская рокада — рокадная линия железной дороги протяженностью 978 км от станции Иловля (вблизи Сталинграда, ныне Волгограда) до станции Свияжск (недалеко от Казани) через Саратов, была построена в рекордные сроки во время Великой Отечественной войны. Она обеспечивала победу страны в Сталинградской битве, предопределившей разгром фашистских войск.

Саратов после Победы

9 мая 1945 года в Саратове был солнечным и теплым. Крики «ура», взаимные поздравления, ликование раздавали повсюду. Играли духовые оркестры, гармошки. На площади Революции (ныне Театральной) – главное торжество с участием руководства. Первый секретарь обкома Павел Комаров произнёс речь: «Настал на нашей улице праздник… Мы заслужили его, потому что трудились, отдавая все силы на поддержание мощи и боеспособности Красной армии и приближая тем самым победу…»

Каким стал город к маю 1945 года? Разрушенные войной дома и трамвайные рельсы. Оборудование большинства заводов было изношено и нуждалось в ремонте. Сократилось производство товаров народного потребления, пришло в упадок сельское хозяйство.

Промышленность стала переходить на выпуск гражданской продукции. В производство стали внедряться новые станки, в основном полученные по репарации из Германии. Всего через 5 лет объём валовой промышленной продукции в Саратовской области более чем в 2 раза превысил довоенный уровень.

Постепенно на столах начали появляться продукты. В кинотеатрах шли трофейные фильмы «Знак Зорро», «Остров страданий», «Тарзан», за билетами на которые стояли длинные очереди.

Военнопленные

На подсобных работах в строительстве и промышленности использовался труд военнопленных, численность которых достигала 10 тысяч человек.
Появились пленные у нас ещё в марте 1943 года, когда в области был образован лагерь №125 «Покровский». В нем содержались рядовые и военнослужащие младшего командного состава, в основном немцы и австрийцы по национальности.

Типичный завтрак военнопленного составляли суп на воде, приправленный каплей растительного масла, капустными листьями или зелеными помидорами с хлебом, на обед добавлялось третье блюдо – каша из злаков или картофеля. В декабре 1947 года пленному полагалось 600 гр. хлеба, 600 гр. картофеля, 90 гр. крупы, 30 гр. мяса, 100 гр. рыбы, 45 гр. моркови в день.

Дневная рабочая смена начиналась в 9:00 утра и длилась до 17:00. Вечерняя – с 17:00 до 1:30. Бывала и ночная смена – с 22:00 до 6:30. На день каждому пленному выдавали сухпаек. По прибытию в лагерь – кормили горячим.

Спали пленные в бараках, большие помещения которых были оборудованы двухъярусными кроватями. Походы в баню на помывку были редки.
В таких условиях жизни здоровье военнопленных, многие из которых по прибытию были не здоровы, серьезно пошатнулось. Тех, кто не мог выполнять никакие виды работ, отправляли на Родину или в спецгоспиталя.

По замыслу советского руководства пленные должны были своим трудом внести вклад в восстановление народного хозяйства СССР – заново отстроить разрушенные войной промышленные объекты.

Советские заключенные и военнопленные составляли половину всех работников ведущего строительного треста области «Саратовпромстрой». Именно этот трест занимался реконструкцией ГПЗ-3, строительством завода зуборезных станков, и других промышленных объектов. На Подшипниковом заводе работало 500 человек, на авиазаводе – 700, пленные возводили завод зубострогальных станков.

По свидетельствам очевидцев, работа военнопленными выполнялась на совесть. Их труд применялся при возведении газопровода Саратов-Москва, а также при восстановлении жилого фонда городов области и многих районов Саратова. Практически все жилые дома, построенные в конце 1940-начале 1950-х – дело рук военопленных. Кварталы жилой застройки на ул. Азина, Огородной, поселок Елшанка и т.д.

С 1947 года началась репатриация военнопленных, в первую очередь нетрудоспособных. Освобождению не подлежали участники зверств, служившие в частях СС, СА, СД, гестапо, на которых имеются компрометирующие материалы, а также генералы и старшие офицеры. Судьбу каждого из оставшихся решала комиссия, выносившая решение о репатриации или предании суду военного трибунала.

Источники:
1. Блог Дениса Жабкина (жабкин.жж.рф)
2. Калякина А.В. Немецкие военнопленные в Саратове: жизнь и взаимоотношения с местным населением, 2008.
3. В.И.Давыдов, В.Н.Семенов «Саратов историко-архитектурный».
4. История Саратовского края с древнейших времён до наших дней. — Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2008.
5. Сайт «Фотографии старого Саратова» (oldsaratov.ru)