В поисках Миллеровской дороги

Железная дорога "Саратов-Миллерово" должна была стать грандиозным проектом. Первые упоминания об этом направлении встречаются в проекте Индо-Волжской железной дороги инженера Барановского 1874 года. Гигантская дорога должны была соединить центр России с нынешней территорией Индии.

В 1910 году был представлен проект дороги "Саратов-Миллерово", который предусматривал постройку железнодорожного моста через Волгу. В 1935 году мост был построен. Одна из трёх организаций, строивших железнодорожный мост - управление постройки Саратово-Миллеровской железной дороги. Да, уже во второй половине двадцатых дорога активно строилась. Точнее говоря были проведены земляные работы, на многих участках была полностью сформирована насыпь, кое-где даже успели положить рельсы-шпалы и построить сооружения. (Подборка статей за 1929 год в посте 1929. Строительство Миллеровской железной дороги)


Из "Поволжской правды" от 15.10.1929 г. Фото Марии Салий
Из "Поволжской правды" от 15.10.1929 г. Фото Марии Салий

Работы свернули в 1932-1933 гг из-за нехватки рабочих рук и голода. Однако вплоть до начала войны на разных картах дорога всё ещё была обозначена!
О задачах, поставленных перед этой дорогой, можно прочитать в статьях Юрия Чернышова, который занимался исследованием этого вопроса. Крест на дороге был поставлен после войны, когда была выстроена Сталинградская рокада и начали рыть Волго-Донский канал. Смысла в постройке этой дороге не стало. Давайте посмотрим на то, как должны была проходить дорога по территории Саратовской области. И начнём с Саратова.

Это карта 1940 года, где мы видим как идёт эта дорога. Обратите внимание на старый алтыногорский спуск. Трассу на Сталинград дорога на Миллерово пересекала два раза, создавая дугу. Сейчас по ходу миллеровской железной дороги здесь располагается улица Миллеровская! Необычно высокую насыпь ещё можно увидеть на некоторых её участках. Старожилы вспоминают, что когда на этой, ещё не асфальтированной улице не было домов, улица уже была на ровной высокой насыпи. Ну собственно и название улицы не по какой-то фамилии получилось, как вы понимаете.

Далее железная дорога шла в районе нынешнего посёлка Тепличный ровно на Запад.

Ещё весной мы обнаружили остатки этой насыпи,идущей через посёлок.

Ну а дальше дорога проходила по территории автономной республики немцев. Сейчас часть этих деревень располагается в Саратовской, а часть в Волгоградской области.

Итак, вооружившись статьями Юрия Чернышова и старыми картами, мы с Олегом Митрохиным выезжаем по трассе на Волгоград в поисках Миллеровки! Вдруг на дорогу выбежала лиса! Когда мы подъехали, она спряталась за деревом.

Покормить её было нечем и мы отправились дальше... Въезжаем на территорию бывшей немецкой автономии. Как раз недавно Тёма писал про русскую деревню в Германии, а мы посмотрим как выглядят немецкие деревни в России.

На горизонте показалось огромное белое строение.

Это - элеватор села Бобровка.

Элеватор на фоне деревни огромен. Если присмотреться, то можно увидеть стоящих на площадке людей.

К тому же он действующий, как и железнодорожные пути к нему не заросли травой. (в отличие от огромных хлебобаз Саратова и Энгельса).

3D-анаглиф (кликабельно): (Как смотреть 3D-анаглиф?)

Пропустив локомотив, едем дальше...

А это село Сплавнуха. Раньше это была немецкая деревня Гукк (Huck). С тех пор тут сохранилось много немецких деревянных домов.

"На пожар явитесь.".

Когда-то здесь проживало более 5000 человек. Сейчас осталось меньше тысячи.

Имеется своя церковь и розовое здание.

В нём почта, магазин и администрация.

А внутри неожиданная красота. Взгляните хотя бы на потолок!

Здесь же монумент погибшим в ВОВ.

За ним виднеется красивое дореволюционное здание. Похоже на школу.

Дальше наш путь лежал через аномальную зону. Недалеко от Медведицкой гряды. Вот мы посмеивались над рассказами от том, что в аномальной зоне куда не поедешь, все равно возвращаешься на одно и то же место. А тут ощутили это на своей шкуре. После пары часов бесполезного катания было решено возвращаться назад и искать другую дорогу, потому что из этого леса, с аномально растущими деревьями, мы выбраться ну никак не могли. Навител говорил, что дорога есть, а мы видели перед собой лес.

А стервятники уже кружили над нами, поджидая, что мы сдадимся :) Кстати, обратите внимание, что горизонт на этой фотографии не завален! Это деревья ТАК криво растут!

От Топовского пруда до села Новинка всего 7 километров, но дорог между ними нет, т.к. это разные области - Саратовская и Волгоградская. Грунтовые же дороги могут неожиданно закончиться или увести нас в другие места. Обнаружилось, что просёлочные дороги карт в Навителе и в Гармине не соответствуют реальности. Правдами и неправдами мы всё-таки добрались до Новинки. Это уже Волгоградская область. А раньше была республика немцев Поволжья, село Ней-Денгоф (Neu-Dönhof). Когда-то здесь жили 2,5 тысячи немцев, а сейчас проживает всего 600 русских.

Обратно мы пытались выехать через село Пограничное. Оно же Ней-Мессер (Neu-Messer). Когда то 2500 тысячи жителей, а сейчас меньше сотни. Село по сути состоит из единственной улицы, носящей название "Степная". Половина домов заброшены. Немецкие избы.

Каменный разрушающийся дом.

Но и тут наш ждало разочарование. Опять карты навигатора подвели и нарисованная во всех подробностях дорога неожиданно закончилась в лесу.
Что-то я совсем не рассказал об остатках Миллеровской дороги близ этих деревень. Завтра я не только расскажу, но и покажу...