427 subscribers

О слишком больших и сложных работах

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

В предыдущей главе мы закончили разговор о двух первых преградах для вашей работоспособности - об утрате мотивации и перфекционизме. Пришло время поговорить о третьей - о "проблеме масштаба".

Что такое "проблема масштаба"

Страх неудачи при выполнении работы может возникнуть у вас не только по той причине, что вы опасаетесь сделать что-то недостаточно хорошо или нарваться на критику. Иногда он имеет объективные причины. Просто вы имеете обыкновение ставить себе слишком сложные задачи, которые вызывают справедливые опасения, что их невозможно выполнить качественно и в срок.

Эта проблема будет возникать все реже и реже по мере лучшего осознания своих возможностей. Но что делать, если прямо сейчас вы скованны страхом перед огромной задачей, которую вам предстоит решить, постоянно откладываете тот момент, когда приступите к ней.

Такая ситуация не редкость и ей даже придумали название - "проблема масштаба". В рамках одного из многочисленных исследований, посвященных этой теме, исследователи замеряли время, которое люди тратят на выполнение проекта в зависимости от числа однотипных задач в его составе. Выяснилась парадоксальная вещь - сначала скорость в расчете на одну задачу растет. Люди оптимизируют свою работу, и каждая последующая дается им все легче. Однако, как только число задач в проекте превышает определенную границу, время, затраченное на отдельные задачи, вдруг начинает расти и может даже дойти вплоть до отказа от их решения. То есть человек, действительно, может впасть в "паралич действия", просто испугавшись объема работы.

Избегайте "проблем масштаба" на стадии постановки задач

Вот почему, в главах о планировании я утверждал, очень важно существенно снижать сложность и число задач в планах на день, месяц и год. К сожалению, есть у нас такое свойство - быть оптимистичным на стадии создания планов, и пессимистичным на стадии действия. Нам всегда хочется поставить себе более грандиозную задач и создать тем самым настоящий вызов своим способностям, а потом спрашивать себя зачем было так издеваться над собой.

Кроме того, далеко не все задачи мы ставим себе сами. Иногда они приходят от клиентов, партнеров, подбрасываются самой жизнью. Поэтому не все можно исправить грамотной постановкой задач, вам придется все-таки научиться не впадать в панику и ступор в ситуации, когда вам предстоит по-настоящему сложная и долгая работа.

Секрет решения в "силе малых дел"

Итак, как же справляться с "проблемой масштаба"?

Один из мощнейших подходв, с помощью которого можно сдвинуть с места даже самую огромную работу, является так называемая "сила малых дел". Народная мудрость сложила о ней немало поговорок, поучительных историй и сказок. Например, "Капля камень точит", "Курочка по зернышку клюет, а сыта бывает" и т.д. Суть "силы малых дел" в том, что небольшие действия, повторенные множество раз с должной степенью настойчивости дают отдачу, многократно превышающую той, что достигается с помощью кратковременного натиска и штурмовщины.

Вообще, при решении масштабных задач штурм, хоть и выглядит на первый взгляд прекрасно, является непродуктивным подходом. Проблема даже не в том, что при нем обычно страдает качество решения задачи. Главное, что в вашей памяти будут зафиксированы неприятные воспоминания о страданиях, которые вы терпели, когда работали в режиме штурма. В результате в следующий раз аналогичная задача вызовет у вас большее отторжение и потребует увеличенных затрат волевого ресурса.

Например, при написании книг я не раз замечал, что наиболее качественные отрезки получаются у меня в интервале от 500 до 1500 слов. Первые 500 слов уходят на разогрев и появление чувства текста, а после написанных 1500 слов начинается утомление. Естественно, за день можно было бы написать и 20 000 слов, но его качество предсказуемо будет несравнимо ниже первых 1500. Вероятно, уже на следующий день его захочется переписать с нуля. Поэтому я взял за правило не писать более 1500 слов в день в момент, когда я еще не устал. Точно также и любые другие задачи следует решать небольшими кусками, и заканчивать работу, когда вы еще испытываете энтузиазм и не утомлены рутиной.

Каждый раз, когда вы сталкиваетесь с большой задачей гоните все мысли о ее масштабности и сложности. Думайте непосредственно о том маленьком кусочке, который вам надо сделать сегодня. На эту тему сложено немало поучительных историй. Например, есть известная история про боксера-новичка, который должен был драться с чемпионом. Когда его спросили может ли он провести весь бой на ногах, он ответил, что может гарантировать только первый раунд из 10. На что тренер предложил ему начинать каждый раунд как первый и единственный. В результате ему удалось закончить бой без нокаута и показать красивый бокс и волю к победе. Подобным образом стоит подходить и к любой задаче, которая на первый взгляд выглядит невыполнимой. Как говорится "глаза боятся, а руки делают".

Еще несколько способов борьбы с "проблемой масштаба" мы обсудим завтра.

Блог "Живи продуктивно" - идеи для увеличения личной работоспособности, тайм-менеджмента и приобретения полезных навыков. Подписаться.