91,1K подписчиков

19 картин Александра Александровича Киселева

15K прочитали
Когда мы в очередной раз слышим (либо читаем) о том, что замечательный русский художник Киселёв был мастером отечественной школы реализма — в душе рождается тихий протест. Нет, не против утверждения о безусловном мастерстве Александра Александровича, Боже упаси. Диссонанс вызывает тезис о том, что картины Киселёва относятся к реалистическому направлению изобразительного искусства.

Ведь что есть реализм применительно к живописи середины позапрошлого века? Творческая концепция, противостоявшая академизму с романтизмом. Не сумма методов и средств максимально достоверного отображения реальности, а принципиально иной взгляд на мир. В то время как творчество «романтиков» опирается на субъективные переживания, духовный опыт и философские конструкции, реалист отрицает любой метод познания окружающей действительности кроме эмпирического, экспериментального, можно сказать — научного.

Киселев А.А., «Зимний пейзаж», 1878, холст, масло, 	Плесский ГИАХ музей-заповедник
Киселев А.А., «Зимний пейзаж», 1878, холст, масло, Плесский ГИАХ музей-заповедник

Важно понимать, что натурализм изображения окружающей действительности совсем не равен реализму. И даже не является одним из ключевых его признаков. Вот Вам, дорогой читатель, максимально упрощённый пример: промелькнувшая за окном скоростного поезда цветочная поляна воспринимается нами как нечто прекрасное, но начисто лишённое внятных очертаний и выраженных границ цветовых доминант. Но разве от этого факта приятный глазу пейзаж, менее секунды находившийся в пределах видимости, становится менее реальным и реалистичным? Конечно же нет. Просто в Вашей памяти он навсегда останется шедевром в стиле картины Клода Моне, а не Исаака Ильича Левитана.

Когда мы в очередной раз слышим (либо читаем) о том, что замечательный русский художник Киселёв был мастером отечественной школы реализма — в душе рождается тихий протест.-2

С другой стороны, мы с Вами имеем перед глазами изображения полотен Александра Александровича Киселёва. Мастера пейзажной живописи, прекрасно разбиравшегося в иконописи. Человека весьма независимых и оригинальных взглядов на суть и роль пейзажного жанра. Художника, чей стиль скорее лиричен, чем достоверен. Скорее повествователен, нежели склонен констатировать красоту природного ландшафта.

Всмотритесь, уважаемый читатель: кисти мастера тесны границы жанровых сцен. Если темой работы становится уютный сельский дворик, — небо над ним обязательно будет бездонным и ясным подчеркивая чистоту помыслов людей, что живут в этой скромной обители. Если главные герои картины — крестьяне, что на закате переправляются через спокойную реку — впереди их непременно будет ждать родная деревня. В обязательном порядке щедро залитая тёплым солнечным светом. Ибо художнику требуется символ долгожданного заслуженного отдыха, ждущего героев после многотрудного пути по жарким и пыльным дорогам...

Когда мы в очередной раз слышим (либо читаем) о том, что замечательный русский художник Киселёв был мастером отечественной школы реализма — в душе рождается тихий протест.-3

А эти сильные, чёткие, сочные доминанты аккурат в центрах композиций! Этакие «несущие стены» живописной «архитектуры» полотен Киселёва, предстающие то горными пиками, то речными руслами, то (к слову — реже всего) рукотворными сооружениями, отличными от окружающего пейзажа геометрически и/или колористически. В двух из трёх работ мастера именно они находятся «в эмоциональном фокусе» пейзажа и именно на них «равняются» все прочие объекты композиции, отвечающие за темп и ритм живописного повествования. Что это, если не романтическое переосмысление ландшафтов, открывавшихся глазам мастера во время его многочисленных путешествий?

Когда мы в очередной раз слышим (либо читаем) о том, что замечательный русский художник Киселёв был мастером отечественной школы реализма — в душе рождается тихий протест.-4

Да, мы понимаем, почему именитые эксперты склонны «записывать» художника Киселёва в реалисты. Всё дело в том, что герой нашей статьи был членом общества передвижников. А ставить знак равенства между передвижничеством и реалистичной живописью — норма для всех отечественных искусствоведов. Но нас то с Вами, дорогой читатель, интересует не простота классификации, а истинная суть творчества одного из самых удивительных, многосторонне одарённых и не до конца понятых художников России 19 столетия. Его работы время от времени стилистически перекликаются с трудами тех же барбизонцев. Вот только французские Предтечи импрессионистов стремились уйти как можно дальше от канонов романтизма, а Киселёв шёл в противоположном направлении, то и дело разгуливая по самой границе романтического жанра, лишь формально оставаясь в рамках сугубого реализма. Картины Александра Александровича — это «зримые молитвы», возносящие Создателю благодарность за сам факт сотворения мира и возможность лицезреть его совершенную красоту. Это приглашения на именины сердца, а никак не эстетико-психологические эксперименты со зрителем, которыми так прославились его соратники по творческому цеху.

Когда мы в очередной раз слышим (либо читаем) о том, что замечательный русский художник Киселёв был мастером отечественной школы реализма — в душе рождается тихий протест.-5

Словом, мы решительно отказываемся считать замечательного художника А. А. Киселёва сугубым реалистом. Что бы там не гласили вердикты авторитетных корифеев. Слишком много души в его мирных, светлых просторах. Слишком много чувств и символизма в его неспешных, уютных, приветливых мирах, лишь формально отсылающих зрителя к реально существовавшим ландшафтам. Будь наша воля — нарекли бы Киселёва и его современных последователей смешанным термином: «романтиками-реалистами». На наш скромный взгляд, так было бы точнее и честнее.

Впрочем, окончательное решение — всегда за Вами, уважаемый читатель. Согласны ли Вы с нашей, или же с официальной точкой зрения на творчество Александра Александровича Киселёва? С удовольствием прочтём об этом в комментариях. И приятного Вам просмотра!

Когда мы в очередной раз слышим (либо читаем) о том, что замечательный русский художник Киселёв был мастером отечественной школы реализма — в душе рождается тихий протест.-6
Когда мы в очередной раз слышим (либо читаем) о том, что замечательный русский художник Киселёв был мастером отечественной школы реализма — в душе рождается тихий протест.-7
Когда мы в очередной раз слышим (либо читаем) о том, что замечательный русский художник Киселёв был мастером отечественной школы реализма — в душе рождается тихий протест.-8
Когда мы в очередной раз слышим (либо читаем) о том, что замечательный русский художник Киселёв был мастером отечественной школы реализма — в душе рождается тихий протест.-9
Когда мы в очередной раз слышим (либо читаем) о том, что замечательный русский художник Киселёв был мастером отечественной школы реализма — в душе рождается тихий протест.-10
Когда мы в очередной раз слышим (либо читаем) о том, что замечательный русский художник Киселёв был мастером отечественной школы реализма — в душе рождается тихий протест.-11
Когда мы в очередной раз слышим (либо читаем) о том, что замечательный русский художник Киселёв был мастером отечественной школы реализма — в душе рождается тихий протест.-12
Когда мы в очередной раз слышим (либо читаем) о том, что замечательный русский художник Киселёв был мастером отечественной школы реализма — в душе рождается тихий протест.-13
Когда мы в очередной раз слышим (либо читаем) о том, что замечательный русский художник Киселёв был мастером отечественной школы реализма — в душе рождается тихий протест.-14
Когда мы в очередной раз слышим (либо читаем) о том, что замечательный русский художник Киселёв был мастером отечественной школы реализма — в душе рождается тихий протест.-15
Когда мы в очередной раз слышим (либо читаем) о том, что замечательный русский художник Киселёв был мастером отечественной школы реализма — в душе рождается тихий протест.-16
Когда мы в очередной раз слышим (либо читаем) о том, что замечательный русский художник Киселёв был мастером отечественной школы реализма — в душе рождается тихий протест.-17
Когда мы в очередной раз слышим (либо читаем) о том, что замечательный русский художник Киселёв был мастером отечественной школы реализма — в душе рождается тихий протест.-18
Киселев А.А, «Над обрывом»,	1899, холст, масло, Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Киселев А.А, «Над обрывом», 1899, холст, масло, Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!