Художник Анри Лебаск: цвет чистого разума

Художник Анри Лебаск увидел свет во французском Шампиньи сто пятьдесят пять лет назад. Начальное образование он получил в художественной школе города Анжера, затем в возрасте двадцати одного года стал студентом Академии Коларосси в Париже. Ещё в студенчестве он брал персональные уроки у французских деятелей прогрессивной волны, в их числе и Леон Бонна.

"Девочка в тени дерева"
"Девочка в тени дерева"

В Париже карьера Лебаска складывалась довольно неплохо. Он подружился с несколькими импрессионистами. Это сейчас всем понятно, что творцы этого направления затеяли движение, перевернувшее привычные представления о письме красками по холсту. Но в ту эпоху успех был совсем не очевиден. Очень многие вполне уважаемые люди считали такие подходы ересью, другие предрекали лишь скоротечный взлёт на крыльях моды и скорое забвение.

"Мать и дитя"
"Мать и дитя"

Однако, молодой человек уже в начале пути принял концепцию и технику, предложенную импрессионизмом, как нечто своё, органично соответствующее его натуре. Они тогда держались особняком. Возможно, потому и выжили.

"Женщина у фонтана в Провансе"
"Женщина у фонтана в Провансе"

В Академии не учили в те дни приёмам письма новых техник. Но классическое образование помогало осознанно выбирать изобразительные средства и формировать собственный стиль. Хорошее классическое образование и глубокие познания в изобразительном наследии предшественников проявляются в смысловых композиционных решениях. Однако, одна из главных особенностей художника — его взаимоотношения с цветом. Этим навыкам отдано много сил и времени.

"Молодая девушка с цветами"
"Молодая девушка с цветами"

Ещё никогда наука и искусство не были так взаимно близки, наполняя каждую из этих сфер иными гранями, как в этот период конца XVIII века. В наше время такого почему-то не происходит, несмотря на значительно большее влияние прогресса на быт современных людей. Старые мастера за много веков, конечно, наработали очень много правил и законов, касающихся цветовой гаммы, соотношения тонов и их восприятия. Но именно для отважных французов того времени, впервые взявших на вооружение психоделические средства создания картин, открылись и первые научные познания в области цветовосприятия.

"Сидящая молодая женщина"
"Сидящая молодая женщина"

Известно, что Анри Лебаск системно изучал теорию цвета и начал использовать свои знания, одним из первых, открыв особенные манеры обращения с цветовым выражением. Недаром его творения часто называют поэтическими эпитетами, связанными с пением цвета и солнечным сиянием.

"Швейные урок"
"Швейные урок"

Каждый может сказать: «Я так вижу». Не каждый может это донести другим. Правда и то, что людям интересен далеко не любой индивидуальный личный взгляд. Импрессионизм, как ранний, так и поздний — способ философской передачи впечатлений и личных восприятий, душевных чувств с помощью обыкновенной краски.

"Нано в желтой одежде"
"Нано в желтой одежде"

Лебаск писал очень разные полотна — натюрморты, марины, пейзажи, сюжеты, портреты — и все они пронизаны светлым взглядом созидателя на окружающий мир и добрым вниманием к его обитателям. Во многих случаях используется приём доминирующего колора. Он не нов, так делали ещё в эпоху Возрождения. Но в этих работах сам способ подчинения всего сюжета одному настроению, выражаемому доминантой тона — очень свежая манера, которую и сейчас довольно широко используют в живописи. В сочетании с академическими методами построения сюжетных линий мастер, безусловно, достиг именно тех высот восприятия, которые и по сей день ставят его в один ряд с крупнейшими представителями мирового искусства.

"На балконе"
"На балконе"

В разное время художник уделял много внимания взаимоотношениям людей в различных ситуациях. Есть и семейная тема в его изображениях. В полотнах навечно поселились и дети, и жена и другие близкие люди.

"Девочка шьет у окна"
"Девочка шьет у окна"

Примечательно и то, что разработанный язык общения со зрителем повторяется в самых разных жизненных ситуациях. Здесь детское веселье в сочетании с материнской любовью и защитой, тут девушки присели поговорить о смысле бытия, там буйство красок морского пейзажа так любимого маэстро юга Франции воплощено всего несколькими оттенками главного тона. Так чувствуется не только отношение художника к объектам, но и его настроение, впечатление от увиденного. А подмеченные детали дополняют общее выражение его эмоций. В нескольких холстах строгое отношение к колору даже отдаёт некоторым минимализмом — а ведь его время ещё не пришло.

"Марта в саду"
"Марта в саду"

В творческой жизни мастер тесно общался с братьями по кисти. Среди них Сера, Синьяк, Матисс, Ренуар, Боннар и многие другие. Известна поездка группы импрессионистов на южный берег Франции. Это мероприятие не только обогатило всю компанию, но и послужило впоследствии популяризации нескольких групп живописцев. Искусствоведы часто различают два периода творчества Лебаска: до упомянутой поездки и после. Однако, нельзя сказать, что в процессе взаимодействия с коллегами он стал применять совсем другую технику или изменил манеру письма. Мир его образов стал богаче, но отношение к цвету — ещё строже.

"Пьер Лабаскье с маленькой лодкой"
"Пьер Лабаскье с маленькой лодкой"

Может быть южные красоты так повлияли на маэстро? Возможно внутренний мир живописца приобрёл дополненные оттенки? Так или иначе, но сам создатель столь разнообразный пейзажей всех уголков Франции поселился именно в южной части и остался верен ей до конца своей жизни.

"Любопытство"
"Любопытство"

Стоит вспомнить и ещё один из важных фактов творческой жизни выдающегося творца. Совместно с А. Матиссом он был одним из организаторов первого Осеннего салона в Париже — мероприятия, сыгравшего впоследствии важнейшую роль в формировании современного облика мирового изобразительного искусства.

"Молодая девушка с гитарой"
"Молодая девушка с гитарой"

Картины знаменитого живописца сейчас отнесены к вершинам постимпрессионистского направления. Его работы украшают Пантеон и театр на Елисейских полях, а иногда появляются и на аукционах высшего ранга.