Живопись
55 318 subscribers

Художник Камиль Писсарро: свет позднего вечера

2,7k full reads
4,3k story viewUnique page visitors
2,7k read the story to the endThat's 64% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Эта картина буквально излучает свет и тепло. Ветер до срока укрылся в листве, облака в вышине замедлили бег, а время расплавилось, сливая крупицы секунд в единый неспешный поток. Мир созерцателен и безмятежен, как в миг сотворения.

В центре работы Камиля Писсарро «Поздний вечер на нашем лугу» — образ супруги художника, Жюли Велле. Синий цвет её юбки, выделяющийся на фоне золотисто-изумрудных тонов, служит «якорем» для нашего взгляда. Отправной точкой для дальнейшего путешествия по полотну.

Камиль Писсарро, «Поздний вечер на нашем лугу», 1887, холст, масло,
Камиль Писсарро, «Поздний вечер на нашем лугу», 1887, холст, масло,

А длинные стройные тени, отбрасываемые её фигурой и стволами деревьев, выполняют сразу несколько функций. Во-первых: свидетельствуют о том, что полдень давно миновал, и природа готовится сбросить оцепенение, предвкушая закатную прохладу.

Во-вторых: равномерное чередование теней задаёт ритм живописного повествования, как ударный инструмент задаёт темп музыкальной композиции.

В- третьих: простираясь по диагонали к нижнему левому углу холста, тени «отодвигают» передний план навстречу зрителю, подчёркивая глубину композиции.

Ну а условное пересечение вертикали стволов молодых деревьев с горизонталями края поля, полосы дороги, берега ручья и темнеющий на заднем плане кромки леса, — вносит дополнительное разнообразие в общий темп произведения. Увязывает меж собою удалённые доминанты, превращает разнородные по форме и тону объекты в слаженный «ансамбль».

Отдельного упоминания заслуживает небо. Густые кремовые, жёлтые и синие мазки создают эффект мерцающего света. Здесь Писсарро в полной мере даёт волю своему новой страсти: пуантилизму. Вдохновлённый творчеством Жоржа Сера, он экспериментирует с маленькими мазками-точками чистого цвета, достигая яркого световых эффекта. Оживляет зелень травы оттенками розового и жёлтого. Покрывает затемнённые участки композиции синими, лиловыми и даже оранжевыми крапинками.

Впрочем, какой бы революционной не была эта техника, она всё ещё опиралась на старые-добрые законы воздушной перспективы. Обратите внимание, дорогой читатель: ближний луг буквально испещрён нарядными оранжево-жёлтыми пятнами. Эти тёплые цвета призваны приближать изображение к зрителю. В то время как отдаленные деревья (в основном) прописаны мазками прохладных синевато-фиолетовых тонов, которые создают иллюзию удалённости от наблюдателя.

На живописных просторах «Позднего вечера...» трудно заблудиться взглядом, если разглядывать эту работу с некоторого отдаления. Цвета собираются в ясные однородные группы, границы остаются чёткими. Однако, вблизи наш разум практически не способен сформировать целостную картину увиденного, поскольку воспринимает полотно как колоссальное скопление разноцветных точек. Эффект точь-в-точь таков, как если бы мы с Вами долго гуляли по этому яркому лугу, глядя себе под ноги.

Далее. Издали мы ясно видим позу мадам Писсарро, её одеяния, наклон головы, корзину в руках. Складывается впечатление, что мы без особого труда можем разгадать и прочие детали её облика. Но стоит увеличить масштаб — и вот уже очевидно, что её лик — просто оранжевое пятно с мимолётными синими отметками, весьма условно отвечающими местоположение глаз, губ, носа...

Внимательный читатель спросит нас: «И что же в этом необычного? В такой манере писали многие постимпрессионисты». Ответим: «Дело в том, что данное полотно предвещает наступление нового периода в творчестве Писсарро. Характерной чертой которого отказ от кропотливой пуантилистской техники в пользу воплощения быстрых, спонтанных впечатлений. А ведь его эксперименты с «точечной точностью» были столь масштабны и успешны, что оказали влияние на стиль живописи «большой четвёрки» постимпрессионистов: Винсента Ван Гога, Жоржа Сёра, Поля Гогена и Поля Сезанна».

🎯 Автор: Лёля Городная. Поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал. Спасибо! Сайт: nnart.site