Живопись
51 392 subscribers

Художник Василий Поленов. Великий. Неизвестный.

12k full reads
15k story viewsUnique page visitors
12k read the story to the endThat's 79% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Называя творчество художника Василия Поленова пластом русского изобразительного искусства, исследователи не совсем точны в этом определении. Поленов успел создать не один такой пласт, так как достиг совершенства в нескольких направлениях.

"Сосновый бор на берегу реки",
"Сосновый бор на берегу реки",
"Сосновый бор на берегу реки",

Истоки таланта и его огранка

С детских лет, воспитываясь в большой дворянской семье, Василий получил хорошее воспитание и безупречное образование. Формированию художественного вкуса и развитию способностей сопутствовали родные художника и лучшие преподаватели. Мать сама давала первые уроки детям вместе с библейскими чтениями, историческим и культурным воспитанием. Известно, что в молодости она брала уроки у Карла Павловича Брюллова. Затем Василий, вместе с сестрой, обучались у мастеров из Академии художеств.

«Христос и грешница», 1888
«Христос и грешница», 1888
«Христос и грешница», 1888

Поленов с юных лет был наделён разносторонними талантами. Он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, а закончил юридический. Но всё это время продолжал обучение и в Академии художеств, которую окончил наравне с университетом.

"На лодке. Абрамцево.", 1880
"На лодке. Абрамцево.", 1880
"На лодке. Абрамцево.", 1880

Наиболее значительный вклад в становление молодого Поленова внёс Павел Чистяков, занимавшийся репетиторством ещё будучи студентом. Формирование и становление художника продолжалось и другими мэтрами русского академического искусства.

"Московский дворик", 1878
"Московский дворик", 1878
"Московский дворик", 1878
"Заросший пруд", 1879
"Заросший пруд", 1879
"Заросший пруд", 1879

Первые золотые медали за свои картины («Иов и его друзья», «Воскрешение дочери Иаира») Поленов получил ещё школяром. Славу одной из них разделил вместе с уже ставшим тогда известным художником Ильёй Репиным.

"Портрет художника Ильи Репина", 1879
"Портрет художника Ильи Репина", 1879
"Портрет художника Ильи Репина", 1879

Библейская тема при этом в творчестве Василия Дмитриевича не случайна. Дело не только в том, что она была популярна и по праву считалась венцом большинства мастеров этого времени, но и в том, что в семье Поленовых библейскому воспитанию уделялось большое внимание. Сюжеты христианства и христианской истории, поиск своего понимания библейских истин золотой нитью прослеживаются на протяжении всего творческого пути художника.

"Монастырь над рекой,"1899
"Монастырь над рекой,"1899
"Монастырь над рекой,"1899

Стороны света в творчестве мастера

Василий Дмитриевич Поленов довольно рано стал академиком и получил широкое признание именитых коллег и просвещённой публики. Занимался преподаванием, поддержкой и популяризацией изящных искусств. Его учениками и последователями стали многие замечательные русские творцы. Среди них И. Левитан, К. Коровин, И. Остроухов и многие другие.

"Право господина", 1874
"Право господина", 1874
"Право господина", 1874

С юных лет и до последних дней он много путешествовал. Это не были поиски праздной жизни. Во время поездок художник работал особенно много и продуктивно. Европейские турне, два больших путешествия на Ближний Восток к истокам христианства, русский Север, Поволжье, города российской глубинки, прифронтовые территории — все находило отражение в крупных циклах работ.

"Мечты",1894
"Мечты",1894
"Мечты",1894
"В парке. Местечко Вёль в Нормандии", 1874
"В парке. Местечко Вёль в Нормандии", 1874
"В парке. Местечко Вёль в Нормандии", 1874

Одной из отличительных черт картин маэстро часто называют продолжение русских традиций академического реализма. Но, возможно, главной особенностью всех его работ стала приверженность художника к светлой стороне мироздания. Действительно, в его работах всегда прослеживается поиск именно светлых истин, взглядов и суждений. Не выражение позитивных впечатлений — их трудно обнаружить во фронтовых зарисовках или трагических сюжетах — а поиск верного пути, истинных ценностей, светлой человеческой и природной сущности окружающего мира.

"Горелый лес",1881
"Горелый лес",1881
"Горелый лес",1881
"Одалиска", 1875
"Одалиска", 1875
"Одалиска", 1875

Тектонические пласты культуры

В современном восприятии творчество Поленова, скорее всего, можно отнести к недооцененному наследию. «Академический реализм» — один из современных ярлыков. Такого понятия просто не существовало во времена жизни этих мастеров. Другой ярлык, ещё более неказистый — «Передвижники».

"Старая мельница", 1880"Стрекоза («Лето красное пропела…»)", 1876
"Старая мельница", 1880"Стрекоза («Лето красное пропела…»)", 1876
"Старая мельница", 1880"Стрекоза («Лето красное пропела…»)", 1876
"Стрекоза («Лето красное пропела…»)", 1876
"Стрекоза («Лето красное пропела…»)", 1876
"Стрекоза («Лето красное пропела…»)", 1876

Поленов и несколько других великих живописцев действительно организовали новаторское движение передвижных выставок. Это был способ заработка. Бизнес модель, как бы назвали сегодня. Конечно, выставки носили и просветительских характер, но были придуманы именно для реализации работ. Позже «передвижников» преподносили как нечто похожее на народное движение. Однако, не всегда умелое насаждение «принципов народничества» «искусствоведами в штатском» до сих пор мешает адекватному восприятию многих шедевров русской живописи. Вырученные средства от продажи картин художники использовали по-разному. Поленов вложил много средств, времени и сил в меценатство, в поддержку народных талантов. Это коснулось и живописи, и театра. Так называемый "Поленовский дом" — только один из эпизодов деятельности живописца.

"Ближневосточный пейзаж", 1881
"Ближневосточный пейзаж", 1881
"Ближневосточный пейзаж", 1881

Оценивая наследие Василия Дмитриевича в русской культуре стоит напомнить, что он творил и достиг блистательных вершин в самых разных направлениях:

"Бабушкин сад", 1878
"Бабушкин сад", 1878
"Бабушкин сад", 1878
"Венецианский дож", 1874
"Венецианский дож", 1874
"Венецианский дож", 1874
  • Классический портрет — признанный портретист того времени не только инициативно писал друзей и случайных встречных, он получал много заказов именитых особ;
"Пруд в Абрамцево", 1883
"Пруд в Абрамцево", 1883
"Пруд в Абрамцево", 1883
  • Пейзаж — здесь Поленов признанный мэтр, но очень многие работы мало известны широкой публике из-за навязчивого распространения только части из них;
"Воскрешение дочери Иаира", 1871
"Воскрешение дочери Иаира", 1871
"Воскрешение дочери Иаира", 1871
  • Библейский сюжет — золотая нить творчества художника, где его совершенствование и самобытность прослеживается на всём жизненном пути;
"Цезарская забава", 1879
"Цезарская забава", 1879
"Цезарская забава", 1879
  • Историческая живопись — в этом жанре верный сын Отечества тоже достиг самой высокой пробы, не изменяя собственной манере и увековеченным канонам;
  • Театральная живопись, иллюстрация — книги, идеи афиш, театральные образы, стили созданные Василием Дмитриевичем вошли в состав элементов фундамента этого жанра.
"Парфенон. Храм Афины-Парфенос", 1882
"Парфенон. Храм Афины-Парфенос", 1882
"Парфенон. Храм Афины-Парфенос", 1882
Художник Василий Поленов. Великий. Неизвестный.