В СССР не любили Средние Века...

17 September 2018

В Советском Союзе не любили Средние Века... Нет, разумеется, в журнале «Огонёк» время от времени писали что-нибудь про Франсуа нашего Вийона; мальчики любили перечитать «Айвенго» - вместо того, чтобы делать уроки, а знаменитый хит 1970-х «Из вагантов» доносился из каждого открытого окна. Кто такие ваганты дети могли узнать у образованных родителей-инженеров, знавших всё или - почти всё. Но! Советский Агитпроп предпочитал солнечную, простую, как «пифагоровы штаны», античность; благоговел перед могучим Ренессансом, презирал - за легкомыслие - Галантную Эпоху и уважал XIX столетие за его марксизм, паровозы и Александра Сергеевича Пушкина.

Кадр из фильма  «Сказка странствий».
Кадр из фильма «Сказка странствий».

А вот Средние Века считались тёмными, грязными и жестокими. Даже сказки, действие которых перенесено в Medieval period были какими-то тёмными или, по крайней мере, показывали борьбу с непролазной темнотой. Дети СССР! Вы помните, как называлась самая страшная сказка вашего детства? Правильно - «Сказка странствий». В центре повествования - судьбы нищих, драных, голодающих детей, странствие бродячего доктора-поэта-философа, чума (как символ Средневековья) и, разумеется, жестокость, как символ его же. Нашлось место и суду инквизиции, который рассматривает любого разумного человека в качестве врага народа.

Кадр из фильма  «Сказка странствий».
Кадр из фильма «Сказка странствий».

Детское ощущение от Средних Веков - нечем дышать, негде развернуться (тесные улицы смрадных городков), нечего читать, не с кем поговорить. То ли дело, портики Пелопоннеса или галереи палаццо дожей. «Сказка странствий» - фильм, в том числе, и о том, что мыслящему человеку настолько плохо в этом самом Средневековье, что приходится кочевать с места на место. А лучше уж сразу улететь - тема полёта (вернее - улёта) в фильме раскрыта более чем полно. Улететь от чумы, от инквизиторов, от грязи, от смерти. Замечу, что это одна из очень немногих сказок, где показана именно смерть. Причём, смерть страшная - от чумы. А в Средневековье и не такое бывает!

Кадр из фильма  «Город мастеров».
Кадр из фильма «Город мастеров».

Или фильм-сказка «Город мастеров». Здесь нет ужасов и грязных лохмотьев, но всё равно тема чёрных, тёмных сил раскрыта и безо всякого ненужного натурализма. Вольный город захватывают псы-рыцари. Герцог де Маликорн - шекспировский Ричард III для самых маленьких. Его подручный - Гийом явился прямиком из «Александра Невского». Чёрно-белая графичность силуэтов, злая готическая точёность, инквизиторская жестокость и тотальное бездушие. И тоже показана смерть - на этот раз в честном бою. Правда, мы видим и воскрешение главного героя, но сам факт...

Кадр из фильма  «Город мастеров».
Кадр из фильма «Город мастеров».

Да, в «Сказке странствий» Орландо тоже не умирает «окончательно» и душа его вселяется в брата Марты, но, тем не менее... Или, к примеру, сказка «Пока бьют часы». Тут никого не убивают, по счастию. Тут советская пионерка попадает в пространство средневековой сказки, где и сражается за правое дело. В кадре снова тёмные углы, алхимические лаборатории, мракобесный король с ухватками всё того же придуманного Ричарда III. В одном из кадров, когда этот самый квази-Ричард мечтает о мировом господстве. Не только сказки, но даже и фантастика служила идее создания страшного мифа о Средневековье.

Кадр из фильма «Пока бьют часы».
Кадр из фильма «Пока бьют часы».

Так, знаменитый роман братьев Стругацких «Трудно быть богом» воссоздаёт привычные советским детям картины серости, нечистоплотности, жестокости и варварства. Кстати, эта мифо-традиция продолжилась и в современном обществе, то есть она уже не является сугубо советской. Я довольно часто встречаю - до сих пор - устойчивый оборот: «средневековое варварство». Невозможно себе представить ренессансное мракобесие или же мракобесие Галантного Века. Даже николаевская эпоха с её маршировкой да ботфортами и та не удостоилась мракобесного звания...

Зина Корзина (с)