Ай эм э диско дансер!

29 June 2018

У поколения, которое родилось в начале 1970-х есть знаковый фильм - «Танцор Диско». Общаясь с людьми, которые даже на 5-7 лет моложе меня, я поняла - тот, кто это не видел в обстановке 1983-1985 годов, никогда не поймёт, что же мы там смотрели. Более того, этот кинофильм, а в особенности, диско-номера, будут вызывать истерический хохот у более молодых. Какие-то нелепые танцоры в атласных штанах, дурацкая яркость, восточные мотивы с намёком на 'Boney-M'. А тогда... Для нас мир диско был изначально ярок, нарочито блестящ. Потому что пропаганда всегда рисовала всё заграничное - причудливыми красками.

Кадр из фильма «Танцор Диско».
Кадр из фильма «Танцор Диско».

Там все женщины ходили в блёстках, на серебристых шпильках и в малиновых штанах-бананах. И с непременным макияжем - перламутровые тени, сочные рты, могучие ресницы. Фильм «Танцор Диско» подтверждал наши представления о ненашем мире. Те единицы советских граждан, которые бывали на капиталистическом Западе, не могли никому доказать, что англичанки и немки ходят в джинсах и в неброских маечках, а француженки душатся парфюмом гораздо реже, чем провинциальная советская бухгалтерша, добывшая эти самые 'Climat' в честном бою. В силу закрытости (вернее - полуоткрытости) общества советские граждане, а в особенности, подростки, обладали мощной фантазией.

...Мы додумывали там, где нам не показывали, причём в большинстве случаев - ошибались. Вообще же, «Танцор Диско» был создан в подражание мировому хиту «Лихорадка субботнего вечера» с Джоном Траволтой. Американский хит - фильм довольно-таки серьёзный, жизненный, где музыка диско является только фоном. Здесь же диско - это сам смысл бытия. По сравнению с индийской лентой, голивудская картина выглядит ...тусклой. В ней нет ощущения бесконечного праздника, которого так ждали от заграничного кино советские дети.

Кадр из фильма «Танцор Диско».
Кадр из фильма «Танцор Диско».

Сказка (а не житейская быль) про маленького бедняка, ставшего кумиром эстрады, очень хорошо монтировалась с советским мифом о взлёте простого человека - к звёздам, к подмосткам, к власти. (Несколькими годами позже этот миф поможет сироте Шатунову покорить всех девочек Советского Союза). Помню концертные номера группы 'ABBA', которые тоже иной раз показывали по советскому ТВ - чёрный провал сцены, женщины одетые, скорее, сдержанно, чем дискотечно. А у Митхуна Чакраборти с его толстушками из подтанцовки были такие разноцветные шелка, что ни у кого не оставалось сомнений - вот оно, подлинное диско!

Кроме того, музыка как-то очень хорошо вписывалась в наши музыкальные вкусы. Те же 'Bee Gees', являвшие фон для голливудской «Лихорадки...», при всём их отточенном профессионализме, не смогли бы сводить с ума девочек 12-14 лет. Музыка из «Танцора Диско» казалась нам просто сказочной. Возможно, я опять озвучиваю вкусы раённых лохудр, ибо в те годы все хорошие девочки ходили по филармониям, но для меня и моих подруг в этом фильме была особая прелесть. Здесь было то, что совпадало с ощущениями предперестроечной эпохи - тогда в обществе сформировался некий эскапизм на фоне относительного материального благополучия. А вообще, Джимми-Джимми выглядит глупо, аляповато и невыносимо провинциально...

Зина Корзина (с)