Акселераты - явление 1970-х

31.07.2018

Начну с воспоминаний детства. 1970-е годы. По улицам ходят толпы высоких, хорошо сложенных, я бы сказала - сытых молодых людей обоего пола. На девушках-старшеклассницах - форменные мини-платья, открывающие переразвитые конечности. Помню как мы-первоклассники бродили по школе, натыкась на эти могучие ноги-колонны. Длинноволосые юноши с гитарами поют неведомые мне песни. Они взрослы, цинично-романтичны, прозападно настроены (рок-джинсы-лейблы) и много читают. Их называют акселератами. Быстрое развитие ума и тела. Первое поколение, которое отлично питалось с самого детства и не знало никаких - даже маломальских тягот.

Кадр из фильма «Школьный вальс».
Кадр из фильма «Школьный вальс».

Акселераты оказались где-то интереснее и умнее, чем их перегоревшие родители... Итак, они родились в солнечных 1960-х, когда мир казался широким и наполненным, а Космос - открытым. Их родители грезили подвигами, хотели переделать мир и полагали, что ещё успеют пожить при Коммунизме. Потом случился надлом, вернее - облом. Мир ограничился отдельно взятой квартирой - с хрусталём, коврами и подписным Золя, а Космос превратился в обыденность. Костры и гитары сменились НИИ-шными курилками, шептанием о самиздате, доставанием батников и блайзеров, производственными адюльтерами и тоской по смыслам. Но их дети...?

 Дети переразвиты и крупны даже на фоне собственной тридцатилетней учительницы...
Дети переразвиты и крупны даже на фоне собственной тридцатилетней учительницы...

Дети выросли под Окуджаву и щебетание стройной мамы-скалолазки, под разговоры о кибернетике и о Стругацких, цитаты из старика-Хэма и Остапа Бендера. Они впитали всё то, что потом предали их родители. Они повзрослели раньше, чем им самим хотелось бы, оставаясь при этом инфантилами. Подростки и юноши 1970-х спешили жить, но не знали - как. Они рано выучились читать и столь же рано создавали семьи. А потом - бросать спецшколу (надоела математика - увлекла химия). Выйти замуж в 18, родить, развестись. Они рано познавали научные истины и рано начинали целоваться по подъездам. Именно в 1970-е кинематограф обратился к поколению подростков, точнее - акселератов.

Кадр из фильма «Сто дней после детства».
Кадр из фильма «Сто дней после детства».

Экранные подростки и юноши цитировали поэтов, красиво глядели вдаль, изрекали важное и хотели знать истину. Им был не чужд культ гуманитарных знаний, бытовавший в 1970-е, но если уставшие взрослые попросту «сбегали» в литературу, в мир антикварных грёз и театральных откровений от вездесущего Славы КПСС, то дети смотрели на Пушкина и Леонардо широко распахнутыми глазами. Они слушали рок и читали Мопассана. Именно в 1970-е в кинематографе возник интересный образ, который условно можно назвать «девочка-женщина», и наиболее полное воплощение этого образа - героиня Татьяны Друбич в кинофильме «Сто дней после детства».

Кадр из фильма  «Расписание на послезавтра».
Кадр из фильма «Расписание на послезавтра».

Умная, чувствующая, мечтательная, открытая для постижения Лена Ерголина появляется в кадре с иноземной книжкой, которую она читает в подлиннике! Остальные фигуранты действия, как на подбор. Дети-аристократы «первого в мире пролетарского государства». Красиво говорят, красиво чувствуют, угловаты - ещё по-детски и страшно серьёзны. У подростков и юношей 1970-х всё - всерьёз. Особенно первая любовь. Даже, если она с ...последствиями, как в кинодраме «Школьный вальс». Десятиклассница полюбила - забеременела -...бросил. Тогда она ушла из тёплого дома в общагу и родила Ваську. Всё - сами, потому что всё начинается рано и не на кого пенять. Её соперница становится женой, тоже едва выйдя из школьных стен. В «Расписании на послезавтра» детки спорят с академиками и всерьёз верят в своё научное будущее.

Кадр из фильма «Отроки во вселенной» - подростки в космосе.
Кадр из фильма «Отроки во вселенной» - подростки в космосе.

Мальчик и девочка из «Вам и не снилось» (фильм 1981 года, но атмосфера в нём всё ещё сугубо семидесятническая) думают и ощущают себя не просто взрослыми, но мудрыми. Девочка по-бабьи (sic!) эгоистична и требует бесконечной любви, а мальчик однозначно впрягается в почти-семейную-жизнь. Он не просто влюблён, он пытается нести бремя ответственности, причём «выглядит» он старше собственных родителей. Мама по-дурацки интригует, папа вспоминает свою первую страсть и, вероятно, не прочь повторить. Дети (за исключением крошки-Кати) мощны и крупны даже на фоне собственной тридцатилетней учительницы, которую за глаза называют Танечкой. Она - Танечка...!

И никого не удивляет Макар Гусев - шестиклассник, говорящий басом.
И никого не удивляет Макар Гусев - шестиклассник, говорящий басом.

Мало того - советские кинематографисты запускают юных и повзрослевших детей в Космос. Они - Отроки, но уже во Вселенной и должны лететь по маршруту Москва-Кассиопея. Их подают зрителю, как сугубо взрослых особей, которых можно спокойно (хотя, и не без сомнений) отпускать в самые дальние дали. Дети могут всё. И профессор Громов создаёт не дядьку-Терминатора с бицепсами и лицом-кувалдой, а трогательного подростка. И никого не удивляет Макар Гусев - шестиклассник, говорящий басом. Сюжет об Электронике, созданный в 1960-х, по-настоящему выстрелил в конце 1970-х, когда миру была явлена тема слишком умных и рано созревших, но бесконечно наивных мальчишек...

Зина Корзина (с)