Блеск и небытие куртизанок

Когда я была очень юной - мне было что-то такое лет шесть - по нашему советскому TV демонстрировали французский мини-сериал 'Splendeurs et misères des courtisanes', то есть «Блеск и нищета куртизанок». Тогда, в 1970-х, было такое время - все смотрели всё, поэтому когда советскому человеку несколько вечеров подряд показывали куртизанок, он их тоже потреблял. Взрослые - смотрели обличительную драму, снятую по бессмертному произведению Оноре нашего де Бальзака, а дети - крутились рядом. Мне что? Я умудрилась даже не спросить, кто такие куртизанки, ибо там было главное, ради чего нужно смотреть кино - шляпки, кружева и локоны. Потом были книги Золя и Мопассана, где тех куртизанок - пруд пруди. Там всё понятно и даже объяснено. Как говорится, «их нравы».

Каролина Отеро. Открытка из личной коллекции.
Каролина Отеро. Открытка из личной коллекции.

Что интересно, когда я начала собирать винтажные открытки Серебряного Века, я тоже не задумывалась, кого там изображали - просто очень красивые или очень пикантные дамы в умопомрачительных нарядах. И подписи - Отеро, Кавальери, Клео де Мерод, Лиан де Пужи, Роза Сахарет. Кто такие - пока было не очень интересно, волновали, как обычно, шляпки и розы. И умопомрачительные талии. Таких шляпок, не говоря уже про талии, теперь не делают. Женщины-цветы, эталон Серебряного Века - времени, называемом у историков моды не иначе, как Belle époque - Прекрасная эпоха.

Каролина Отеро. Открытка из личной коллекции.
Каролина Отеро. Открытка из личной коллекции.

Потом я узнала, что все эти женщины с открыток - всё те же куртизанки, дорогостоящие предметы, товары престижного потребления. Отеро говорила, что прогулка с нею под руку увеличивает вес мужчины в обществе. У этих дам всегда было интересное положение - ими восхищались, они купались в роскоши, они просыпались рядом с королями, но общество (в целом) их презирало. Demimond, полусвет. Светская жизнь, но без прав на так называемое честное имя. Что интересно, эти дамы могли быть вульгарными и распутными, как Отеро и довольно-таки тихими, как Клео де Мерод, вообще не считавшая себя куртизанкой, скорее - фавориткой короля Леопольда II.

Клео де Мерод. Открытка из личной коллекции.
Клео де Мерод. Открытка из личной коллекции.

Но в глазах общества, всё тех же хороших женщин из предместий, все они были ужасными, падшими, неисправимыми. А в глазах богатых и пресыщенных богачей - престижными, брендовыми товарами. Некоторые бездельники, вроде всё того же Леопольда II или Эдуарда VII (сынка святоши Виктории) и вовсе соревновались за право обладать всеми и сразу. В то же время, и сами дамы любили приврать о себе. Так, Отеро, уверяла, что через её постель прошли все государи Европы, и Николай II тоже, хотя это было неправдой. Но такая уж была у них судьба - выдумывать себе интересные биографии. Не можешь называться дочерью магараджи, будь хотя бы любовницей самого-самого.

Лина Кавальери. Открытка из личной коллекции.
Лина Кавальери. Открытка из личной коллекции.

Лина Кавальери, прекрасный цветок оперных подмостков и героиня скандальных хроник, впоследствии писала, что была не просто любовницей князя Барятинского, но и его законной супругой. Правда, это заявление уже прозвучало в тоталитарно-солнечных 1930-х, когда Кавальери была пожилой красавицей, живущей в непонятной ей мусолиниевской Италии. Что интересно, все эти женщины прожили долгую жизнь, разве что Кавальери погибла во время Второй Мировой войны - в её домик угодила бомба, а так бы жила до ста лет, как и Отеро. А Клео де Мерод, которую жёлтая пресса похоронила уже в эпоху джаза, вдруг выплыла из небытия в 1950-х, чтобы судиться с писательницей Симоной Бовуар.

Роза Сахарет. Открытка из личной коллекции.
Роза Сахарет. Открытка из личной коллекции.

Та обозвала её дамочкой полусвета вместе с этими ужасными простолюдинками, вроде Отеро и Сахарет. А какая же она куртизанка, если спала с одним только Леопольдом II? А может и не спала, а просто принимала от него жемчужные нити и бриллиантовых бабочек работы Жоржа Фуке... Но дорогостоящие куртизанки, как и фаворитки уже в 1920-х годах сделались немодными - вожди скрывали своих пассий. Безумные траты Прекрасной Эпохи казались бессмысленными. Впрочем, изысканный разврат - обесценился. В 1920-х его можно было получить и за менее крупную сумму. Сама же Белль Эпок поражала - издали - своим непотребным и бестолковым роскошеством. Марсель Пруст догонял утраченное время, смакуя наряды госпожи Сван, списанную с высокопоставленной камелии - Лиан де Пужи...

Лиан де Пужи. Найдено где-то в Интернетах.
Лиан де Пужи. Найдено где-то в Интернетах.

Зина Корзина (с)