Была ли мода в СССР?

Поговорим о таком сложном явлении, как советская мода. Явление, как выясняется, настолько нетривиальное, что ряд исследователей утверждают со всей оглушающей прямотой: моды в СССР не было. Если кратко – эти авторы путают собственно моду с – работой предприятий лёгкой промышленности. Тогда как мода – это разработка модельера, это модель в журнале или на подиуме, а в магазинах продавались нелепые «произведения», прошедшие через многочисленные согласования и легпромовские комиссии. Иной раз модельеры сами не узнавали «на выходе» свою же модель.

На карикатуре изображён директор фабрики в диком произведении собственного производства. Журнал «Крокодил» (с).
На карикатуре изображён директор фабрики в диком произведении собственного производства. Журнал «Крокодил» (с).

В Советском Союзе была централизованная, плановая экономика, причём эта плановость и централизация касались всего – даже изготовления розочек для дамских шляпок. Поэтому любая новация, исходившая от модельеров Общесоюзного Дома Моделей или, скажем, любого республиканского Дома Моды, требовала множества согласований. Основная проблема: сможет ли фабрика, создающая массовую продукцию, по-прежнему давать плановые показатели, если согласится реализовывать смелую идею модельера?

Именно легпром отставал от потребностей, а не модельеры Страны Советов. Журнал «Крокодил» (с).
Именно легпром отставал от потребностей, а не модельеры Страны Советов. Журнал «Крокодил» (с).

Любая новация требовала времени на перестройку процесса, а это всегда сказывалось на количественной стороне дела. Поэтому большинство предприятий не брали актуальную новинку и продолжали гнать привычный продукт. С них же требовали высоких цифр, а не модности выпускаемых юбок! Да и сами работники были готовы годами шить одни и те же ситцевые халатики, получать крупные премии за перевыполнение плана, а потом в свободное от работы время …бегать по ГУМам и Пассажам в поисках модной и шикарной заграничной вещи.

Слева диоровская модель 1958 года, справа - модель ОДМО того же года.
Слева диоровская модель 1958 года, справа - модель ОДМО того же года.

Капиталистическая модель купли-продажи подразумевает быструю смену «фаворитов сезона» - моды, предпочтения, смыслы меняются так быстро, что человек с трудом поспевает за тенденциями. Только он привык к своим часам или, например, к шляпе, как на рынок выбросили ещё более шикарную (точнее - актуальную) модель и, к тому же её рекламирует Большая Голливудская Звезда. Принято выкидывать вещь раньше, чем она успеет отслужить.

Комплект от Тамары Мокеевой (с). 1970-е гг.
Комплект от Тамары Мокеевой (с). 1970-е гг.

Моральное устаревание, форсируемое средствами массовой информации, является причиной покупки очередной новинки. Не то было в СССР. Прибыль не являлась целью. Важны были совершенно иные показатели – как уже говорилось, выполнение плана и обеспечение населения товарами широкого потребления. Но! Представим себе, что разработку модельера Славы З. всё-таки с большим трудом приняли и решили запустить её в массовое производство. Но тут начинались новые препятствия.

Пальто от Вячеслава Зайцева. (с) 1973 г.
Пальто от Вячеслава Зайцева. (с) 1973 г.

«Создавать именно такое пальто – очень дорогое удовольствие! Убираем хлястики, заменяем пуговицы, а вот здесь – упрощаем крой!». Экономика должна быть экономной – негоже тратить лишние деньги на какие-то излишние финтифлюшки. Подкладку тоже заменяем – вместо клетчатой сделаем …какую-нибудь. Что было на складе, то и возьмём. А ведь мода, красота часто кроются именно в деталях и модельер, рисуя свой первый эскиз, думал вовсе не о дороговизне хлястиков. Потом эту вещь в изменённо-упрощённом виде будут выпускать лет пять, как минимум. А из моды она вышла уже на момент начала производства.

Разработки модельера Тамары Качаравы. (с) 1986 год.
Разработки модельера Тамары Качаравы. (с) 1986 год.

Кто виноват? Модельер? Ничуть. Он, как мог, боролся. Если посмотреть советские журналы мод, то можно заметить – советские разработки (за исключением недолгого послевоенного периода) шли в ногу с общемировыми тенденциями, но, увы, у легпрома были иные заботы, часто противоречащие самому смыслу понятия «мода». Мода – это то, что быстро меняется и быстро находит себе замену. Советский легпром «ваял» на годы и планировал на пятилетку вперёд.

Зина Корзина (с)