Что удачно в советской экранизации «Трёх мушкетёров»?

29 August

В целом, советская экранизация «Трёх мушкетёров» (1979) представляется мне довольно халтурной. Ощущение, что это разухабистый «капустник» или плохо подогнанный мюзикл для нетребовательной публики. Однако есть в этом фильме один образ, который удался именно в этой картонной постановке, спасаемой (в обще-то!) исключительно песнями и – динамикой. Но вернёмся к роли. Я смотрела самые разные варианты этой истории, но лучшей Миледи, чем Маргарита Терехова я не помню.

Чаще всего это была красивая и – никакая, вроде Ланы Тёрнер (1948).
Чаще всего это была красивая и – никакая, вроде Ланы Тёрнер (1948).

Чаще всего это была красивая и – никакая, вроде Ланы Тёрнер (1948) или Милен Демонжо (1961). Интересной показалась Ариэль Домбаль в концептуально-странной картине «Миледи» (2004). Забавна и Милла Йовович в более чем вольном прочтении 2011 года. Но вообще от экранной леди Винтер требовалось одно – роскошная внешность и светлые (можно – крашеные) волосы. И это всё. Остальное достраивалось при помощи воротников, перьев, плаща и – соблазняющих ужимок.

Интересной показалась Ариэль Домбаль в концептуально-странной картине «Миледи» (2004).
Интересной показалась Ариэль Домбаль в концептуально-странной картине «Миледи» (2004).

Только Маргарита Терехова создала нечто совершенно изысканное и при том – современное. Это редко, кому удаётся. Если, например, бойкая Фэй Данауэй (1973), как ни наряжай её в платья с пышными рукавами, всё равно – типовая американка «джинсового» пошиба 1970-х, то Маргарита Терехова, умея быть понятной зрителю своей эпохи и постоянно играя «идеальную советскую интеллигентку», преспокойно погружалась в галантные столетия. И как шикарно, дерзко, ...просто!

Лица эпохи.
Лица эпохи.

Несмотря на фантазийный костюм и какие-то балахоны а-ля молодая Пугачёва, наша актриса вписывалась в старинную «раму», как точно подогнанный портрет. Типаж будто выхвачен из иного времени. Из того самого... Кроме этого, у Тереховой получилось явить остро-характерный и трагедийный образ – не одномерный, как в большинстве экранизаций (везде – очаровательная злодейка, вредящая положительным главгероям, прислужница кардинала, развратная богиня... и не больше).

Тереховой получилось явить остро-характерный и трагедийный образ – не одномерный, как в большинстве экранизаций...
Тереховой получилось явить остро-характерный и трагедийный образ – не одномерный, как в большинстве экранизаций...

В советских «Мушкетёрах» при всей их банальности, Миледи как раз – многослойна и неоднозначна. При том, что её история даже не рассказана, а дана вскользь. Эта женщина реально и жестоко ненавидит. И есть, за что. Не могла быть иной! За что ей обожать графа де Ля Фер? А его друзей? Кстати, попытки сделать из Миледи, если не положительную, то хотя бы не адскую персону, предпринимались разными авторами, но сейчас мы говорим о кино – Терехова «говорит» глазами – в них такая боль и такой печальный опыт, что авторам теле-халтуры можно простить всё, даже свитер Д`Артаньяна.

Zina Korzina (c)