34 177 subscribers

Что за фильм смотрела тётушка Костика?

4,7k full reads
6,8k story viewsUnique page visitors
4,7k read the story to the endThat's 68% of the total page views
2 minutes — average reading time

В 1-й серии «Покровских ворот» (1982) используется банальный и при этом выигрышный приём – так называемый «фильм в фильме». Алиса Витальевна смотрит «Убийство на улице Данте» (1956) не только потому, что эта кинокартина вписывается в эпоху – там снимался молодой Михаил Козаков, режиссёр «Покровских ворот» и это было забавное самоцитирование – в духе модного в ту пору постмодернизма.

Кадр из фильма «Убийство на улице Данте (1956). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Убийство на улице Данте (1956). Скриншот. Источник - YouTube.

К началу 1980-х годов этот политический детектив казался архаичным и его не включали в телепрограмму – тогда очень редко показывали старое кино, за исключением явных шедевров, типа комедий Григория Александрова или Ивана Пырьева, тогда как бо льшую часть советского кино-наследия мы стали регулярно смотреть только …в 1990-2000-х – с развитием телеканалов, которые надо было чем-то заполнять.

Феерический эффект – всё, что в 1980-х казалось «унылым старьём», сейчас вызывает культурологический интерес. Это также связано с информационными технологиями, как ни странно – в те годы человек жадно хватал новинки, ибо у него не было возможностей получить доступ ко всей кинопродукции, а сейчас мы в состоянии анализировать настоящее и прошлое, не выходя из дома.

Кадр из фильма  «Покровские ворот» (1982) и кадр из фильма  «Убийство на улице Данте (1956). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Покровские ворот» (1982) и кадр из фильма «Убийство на улице Данте (1956). Скриншот. Источник - YouTube.

В 1980-х я смотрела «Убийство на улице Данте» в московском «Иллюзионе» - там часто крутили именно забытые ленты. Былые хиты. Надо сказать, что фильм не произвёл на меня впечатления – актёры вроде бы отлично играли, но сценарий был так напичкан пафосными, идеологически-стандартными репликами, что это вызывало усмешку. Сейчас «Убийство…» не выглядит столь идиотским. Напротив, у этой вещи появился «шарм старины».

Итак, действие происходит в оккупированной Франции и перед нами разворачивается трагедия из жизни некоей французской актрисы – Мадлен Тибо, вставшей на путь борьбы с фашизмом. В начале это капризная, легкомысленная дамочка, играющая каких-то падших красавиц – то в чёрном обтягивающем платье, то в рыжем парике и тельняшке, разорванной на плече.

Кадр из фильма «Убийство на улице Данте (1956). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Убийство на улице Данте (1956). Скриншот. Источник - YouTube.

Потом женщина перековывается и начинает помогать Сопротивлению. Михаил Козаков играет сына Мадлен – «безродного космополита» Шарля, которого зовут на англо-американский манер – Чарли. Парень утверждает, что Франция – лишь место на карте, тогда как родина у него в каждой стране, где он тусуется. Потом он принимается помогать немцам – даже не из страха, а потому что это сулит выгоды.

Тема французского Сопротивления была популярна в СССР 1950-1950-х – она представлялась чем-то, вроде боевика-стрелялки с участием бравых подпольщиков и роскошных женщин (француженки ибо!). Фильм «Убийство на улице Данте» сделался настоящим хитом 1950-х – цветной, динамичный, «про заграницу», со стрельбой и погонями. Замечу, что тогда его крутили на большом экране, а не по ТВ.

Кадр из фильма «Убийство на улице Данте (1956). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Убийство на улице Данте (1956). Скриншот. Источник - YouTube.

Сейчас гораздо больше занимает игра актёров, сумевших вытащить слабую и перегруженную фабулу за счёт великолепных диалогов - тут хороши все - и старшее поколение, и юноши, вроде того же Козакова или юного Валентина Гафта в одном из эпизодов. Примечательно, что у Михаила Козакова в те годы был распространённый типаж отрицательного героя - красивый брюнет с орлиным носом и циничным прищуром тёмных глаз. Плюс яркий галстук!

Так рисовали стиляг и тунеядцев, равно как шпионов и предателей. Ещё одна презанимательная деталь - обычно такие прямолинейно выстроенные сюжеты заканчивались тотальной победой всего хорошего над всем плохим. Тут же нет чёткого и однозначного ответа - сынок, повинный в гибели своей матери, остался на свободе - он вполне респектабелен, сыт, хорош собой. Он делает вид, что скорбит по матушке. Но - боится каждого косого взгляда. Финал - открытый.

Слева - молодой-начинающий Валентин Гафт. Кадр из фильма «Убийство на улице Данте (1956). Скриншот. Источник - YouTube.
Слева - молодой-начинающий Валентин Гафт. Кадр из фильма «Убийство на улице Данте (1956). Скриншот. Источник - YouTube.

На YouTube , где я нашла этот фильм, некоторые зрители писали, что решили посмотреть «Убийство…» лишь потому, что кадры из него попали в эпизодик «Покровских ворот». Кому-то – понравилось, кому-то – нет. В качестве боевика-детектива эта вещь однозначно смешна, нелепа, карикатурна. В виде произведения актёрского искусства - годится, ибо, повторюсь, сделать из трескотни - шикарные диалоги о патриотизме, чести, будущем - это надо уметь. А ещё это прекрасно, как воспоминание о прошлом, что нам и показали в «Покровских воротах»...

Zina KorZina (c)