Диагноз: слабоумие

11 August 2018

Сказочные монархи в советских киносказках традиционно делились на два типа: 1. Милые маразматики. 2. Неадекватные злыдни. Исключения были редки. Советские кино-цари не были сильными, умными (в государственном смысле) и великими. В советской киносказке попросту невозможно отыскать аналог Петру Великому или, скажем, Людовику XIV, тогда как в чешских или ГДР-овских сказках короли иногда бывали даже здравыми и мудрыми. Или хотя бы производили такое впечатление.

Кадр из фильма  «Золушка».
Кадр из фильма «Золушка».

Так, глядя на короля из кинофильма «Золушка» , сложно себе представить, что этот человек может руководить даже колхозом, не то что страной. Он кидает корону, ребячится и оптимистически улыбается в пространство. Его сынок - интеллигентный, «книжный» мальчик, которому всё по фигу и вообще странно, что пока никто не сверг такое семейство, ...что там всё ещё монархия, а не какой-нибудь национал-социализм. Хотя... Возможно, монархия эта - чисто декоративная. Кто же там правит?

Кадр из фильма  «Золушка».
Кадр из фильма «Золушка».

У меня в детстве было стойкое ощущение, что этой страной правит ...Мачеха. Именно она производит впечатление самой сильной личности, способной даже нахамить Королю. Это что-то, вроде герцогини Мальборо при Анне Стюарт. Вариант - Мачеха глава родовитого клана, по праву претендующего на корону: «У меня такие связи, что сам король может позавидовать!» Но у Мачехи нет сыновей - стало быть ей (для легитимности) надо выдать одну из дочек за слабого Принца.

Кадр из фильма  «Королевство Кривых Зеркал» .
Кадр из фильма «Королевство Кривых Зеркал» .

Или вот сказка «Королевство Кривых Зеркал» . Там король - тоже маразматик, но довольно мерзкий, да ещё и стиляга. Даже если не вдаваться в то, что главные враги в фильме - изначально были животными (попугай, коршун, жаба и гадюка), то и тут можно выстроить интересную картину (да, Шариков у них там, вероятно, основатель государства). Опять мы видим слабого и глупого монарха, носящего корону не по праву. Реально правят Нушрок и Абаж. Именно они (по большому счёту) создают в подвластном обществе примитивную модель Матрицы (я провожу параллели со знаменитым американским фильмом - кривые зеркала, показывающие мир не таким, как есть, а каким он должен быть).

Кадр из фильма «Огонь, вода и медные трубы».
Кадр из фильма «Огонь, вода и медные трубы».

Но особо радует меня сказка «Огонь, вода и медные трубы» . Цари - особенно классичны. Безволие на грани кретинизма, ощущение полной незаинтересованности в делах общества - вот их основные черты. Вокруг них гуртуются какие-то министры и бояре, вообще ни фига не делающие. Это цари земные. Но есть ещё и Кощей, бегающий в кайзеровской каске и Морской Царь, производящий ничуть не лучшее впечатление, чем цари на Земле. Ощущение, что в этой кинокартине кретины все, кроме некоторых эпизодических персонажей.

Кадр из фильма «Кольца Альманзора».
Кадр из фильма «Кольца Альманзора».

Или, допустим вдова-королева из «Колец Альманзора» - эта вообще напоминает тип замотанной советской начальницы среднего звена (в своё время продвинули по профсоюзной линии, да и поленились задвинуть обратно), у которой две идиотки-дочери и никаких перспектив на работе. Она - здорова психически хотя бы. Я понимаю, зачем всё это делалось - чтобы показать: монархия - это либо неадекват, либо - радостный маразм. По любому - слабоумие.

Зина Корзина (с)