31 008 subscribers

Довоенная кинофантастика СССР

2,3k full reads
3,1k story viewsUnique page visitors
2,3k read the story to the endThat's 74% of the total page views
3 minutes — average reading time

Все знают фильм «Аэлита» (1924), считающийся мировым шедевром – не из-за режиссуры и актёрского мастерства, а главным образом, благодаря дизайну и антуражу в стиле русского конструктивизма, почитаемого на Западе, как прорыв креативности. Однако советский синематограф межвоенной эпохи выдал ещё три фантастических фильма, о которых стали вспоминать лишь в начале 1980-х годов. Отмечалось, что для своего времени там были и сюжеты, и спецэффекты – на уровне!

Кадр из фильма «Луч смерти» (1925). Скриншот.
Кадр из фильма «Луч смерти» (1925). Скриншот.
Кадр из фильма «Луч смерти» (1925). Скриншот.

1. «Луч смерти» (1925) – фильм снят корифеями советского кино – Львом Кулешовым и Всеволодом Пудовкиным. Это не просто фантастика, но политический детектив. В центре внимания – «луч смерти», изобретённый советским учёным. Налицо сходство с «Гиперболоидом инженера Гарина» Алексея Толстого, который написал роман в конце 1920-х, видимо, под влиянием этого фильма. Тогда весь мир бредил новыми видами оружия и массового поражения.

Кадр из фильма «Луч смерти» (1925). Скриншот.
Кадр из фильма «Луч смерти» (1925). Скриншот.
Кадр из фильма «Луч смерти» (1925). Скриншот.

По сюжету агенты вражеской разведки (страна не указывается, это некий обобщённый буржуазный Запад, более всего напоминающий Англию) ...выкрадывают советский аппарат и с его помощью пытаются разгонять забастовки рабочих. Но торжествует социальная справедливость – пролетарии завладевают лучом и направляют его на своих угнетателей. Этот экспериментальный фильм не был принят ни критикой, ни зрителями.

Афиши. Источник - https://www.kinopoisk.ru/
Афиши. Источник - https://www.kinopoisk.ru/
Афиши. Источник - https://www.kinopoisk.ru/

В изначальном тексте «Двенадцати стульев» Илья Ильф и Евгений Петров высмеивали эту фабулу: «Они принялись писать оперу под «отличным интригующим» названием «Лучи смерти». Советский изобретатель изобрел луч смерти и запрятал чертежи в стул. И умер. Жена ничего не знала и распродала стулья. А фашисты узнали и стали разыскивать стулья. А комсомолец узнал про стулья и началась борьба». Сейчас эту вещь интересно смотреть, как памятник эпохе.

Кадр из фильма «Гибель сенсации» (1935). Скриншот.
Кадр из фильма «Гибель сенсации» (1935). Скриншот.
Кадр из фильма «Гибель сенсации» (1935). Скриншот.

2. «Гибель сенсации» (1935) – ещё одна история, связанная с ужасами и язвами буржуазного общества. Действие происходит в англоязычной стране. Учёный Джим Рипль создаёт роботов, способных заменить рабочих. Наивный технарь полагает, что в этом случае товары подешевеют и жить станет лучше, веселее и сытнее. Да, снят фильм по повести Владимира Владко «Идут роботы» - украинского журналиста, писателя, а впоследствии - главного редактора киевской «Литературной газеты».

Кадр из фильма «Гибель сенсации» (1935). Скриншот.
Кадр из фильма «Гибель сенсации» (1935). Скриншот.
Кадр из фильма «Гибель сенсации» (1935). Скриншот.

После Карела Чапека с его пугающе-красивой идеей роботов, начался вал робото-фантастики. Но вернёмся к «Гибели сенсации». Джим управляет своими чудовищами …при помощи игры на саксофоне. Потрясающе и страшно снят фрагмент грандиозного джаз-танца ожившего, безмозглого железа. Это и сейчас выглядит жутковато, а тогда это вызвало шок. Однако злые буржуи смекнули, что можно перебить работяг и оставить человеко-машин. Но для начала можно сделать из железных парней своих прислужников.

Афиша. Источник - https://kinozon.tv/poster/152763/2 Кадр из фильма «Гибель сенсации» (1935). Скриншот
Афиша. Источник - https://kinozon.tv/poster/152763/2 Кадр из фильма «Гибель сенсации» (1935). Скриншот
Афиша. Источник - https://kinozon.tv/poster/152763/2 Кадр из фильма «Гибель сенсации» (1935). Скриншот

Джим, ужаснувшись тому, куда уводят мечты, пытается воспрепятствовать походу гигантских робокопов против забастовщиков, но погибает – машины не слушаются его команд. Но умные пролетарии находят способ перехватить управление роботами. Опять же красивая сцена «пожирания» роботами врагов человечества - капиталистов и офицеров. Несмотря на разницу в декорациях, тут примерно тот же смысл, что в «Луче смерти» - наши берут верх над гадами при помощи великого изобретения.

  • Фрагмент взят из видеоблога автора текста.

1. «Космический рейс» (1935) – так называемая фантастика «ближнего прицела». В сценарии обозначена дата – 1947 год. Для нас это параллельная реальность, где не было Второй Мировой войны или она закончилась быстро и радостно, как предрекалось в другой феерии – «Если завтра война» (1938). Более того, здесь явлена панорама Москвы будущего – с построенным Дворцом Советов и модернизированным центром города.

Афиша. Источник - Медиафайлы в Википедии.
Афиша. Источник - Медиафайлы в Википедии.
Афиша. Источник - Медиафайлы в Википедии.

Человек уже нацелен в космос, а в московском Институте межпланетных сообщений имени К. Э. Циолковского (кстати, консультантом фильма был сам учёный!) проводятся первые опыты по подготовке полёта на Луну, а посланная туда кошка бесследно исчезает (котики и тогда вызвали интерес-умиление-жалость). Туда отправляется пожилой академик Павел Иванович Седых вместе со своими спутниками: красавицей Мариной и пробравшимся на корабль юным изобретателем Андрюшей Орловым.

Москва будущего. Кадр из фильма «Космический рейс» (1935). Галерея.

На Луне их ждут опасные приключения, а мы видим шикарные сцены лунной «географии». Походив и даже попрыгав на Луне, герои находят кошку (было бы ужасно, если бы она не нашлась!) Москва шикарно и торжественно встречает космонавтов. Несмотря на то, что фильм опередил время и казался суперсовременным, у него был важнейший недостаток – отсутствие звука. Немое кино в 1935 году – это настолько «вчерашний день», что это несколько испортило впечатление.

Кадр из фильма «Космический рейс» (1935). Скриншот. Галерея.

После триумфальной премьеры в СССР, «Космический рейс» был закуплен сразу несколькими странами, в том числе, Америкой. В Голливуде искали новые пути в развлечении шир-нар-масс, а русские показали высший пилотаж в области спецэффектов, что случалось весьма редко - наше кино по большей части психологическое и социальное. Однако потом о фильме забыли и лишь в 1983 году ему посвятили целый выпуск программы «Очевидное невероятное»...

Zina Korzina (c)