Эра гламура

14 August 2018

Мы часто ругаем 1990-е - они, мол, были крахом и провалом. А вот подумалось - 1990-е это развилка. Роза ветров. Нереализованные проекты и закопанные возможности. Мы весело и с гиканьем распрощались с «опостылевшим» советским прошлым, потанцевали на замусоренных барахолках в 1990-х, постреляли, поели фаст-фуда за доллары, а потом, научившись торговать Самсунгами и Диором, бросились отмечать гламурный Миллениум. Всё блистало и отливало оттенками розового.

Пэрис Хилтон. Photo: Getty Images/ Phil McCarten (с).
Пэрис Хилтон. Photo: Getty Images/ Phil McCarten (с).

Заместо коммунизма, обещанного в 1961 году глуповатым, но ретивым Никитой Сергеевичем, мы получили дикий капитализм в его самом буйном варианте. Зато! - много свободы. Хотя, как выразился Виктор Пелевин: «Единственная свобода, которой он обладает, - это свобода сказать «Bay!» при покупке очередного товара». Жизнь представлялась нескончаемой party с участием эффективных менеджеров, упитанных юристов и долгоногих содержанок. Глянцевые журналы выходили толщиной с первый том «Войны и мира» - из-за многочисленной рекламы. Эра VIP-ов и бутиков. Бутиков для VIP-ов.

VOGUE. 2003.
VOGUE. 2003.

Блестящие, прекрасные и ...бескультурные 2000-е, именуемые ныне «тучными», на самом деле - поджарые и стройные, как та Пэрис Хилтон. В «нулевые» всем сделалось бриллиантово и мажорно. Миром 2000-х рулили веселящиеся блондинки в компании бытописателей светской жизни, и как сказал всё тот же Пелевин: «Я часто слышал термины «гламур» и «дискурс», но представлял их значение смутно: считал, что «дискурс»— это что-то умное и непонятное, а «гламур»— что-то шикарное и дорогое. Ещё эти слова казались мне похожими на названия тюремных карточных игр. Как выяснилось, последнее о довольно близко к истине».

Кадр из фильма «Глянец» (2007).
Кадр из фильма «Глянец» (2007).

Гламур и дискурс. Именно тогда возникла целая когорта писателей и особенно — писательниц, которые принялись строчить новорорусский «буржуазный роман». Одни из них, как Сергей Минаев, довольно грубо высмеивали нуворишей из бизнес-центров. Другие — как Оксана Робски — смаковали и вселяли надежду в души бедноватых златовласок: читай, учись, лови олигарха. Ведь ты этого достойна! Офисная девочка зачитывалась модненьким 'Casual'-ом. Напомнить? «Я рассказала, что уволила очередную домработницу за воровство. Ванечка посоветовал предъявить претензии агентству по подбору персонала».

Оксана Робски и Ксения Собчак. Взято с сайта http://m.woman.ru
Оксана Робски и Ксения Собчак. Взято с сайта http://m.woman.ru

А можно даже так: «Иногда очень приятно начать пить шампанское прямо с утра». Аристократы и дегенераты. Очаровательное повествование о том, что богатые тоже плачут. В середине 2000-х Оксана Робски со своим гламурным чтивом била все рекорды популярности – мелькала на экране ТВ и позировала для журнальных фотосессий. Потом бестселлером стала совместная работа Оксаны Робски и Ксении Собчак «Замуж за миллионера или брак высшего сорта». Высший сорт измерялся количеством бриллиантов и нулей в ценнике. Быть дорогой вещью - престижно.

VOGUE. 2008.
VOGUE. 2008.

Стиль – иронично-менторский: «Попытаемся посмотреть сквозь бриллиантовый дым трезвым взглядом и прикинуть, кого ты на самом деле собираешься одурачить». Примерно в таком же духе Остап Бендер учил Кису Воробьянинова правилам охоты за стульями. Приятное ничегонеделание глэм-девушек и - напряжное ничего_не_созидание офисных мальчиков. Культ пятницы - после омерзительной рутины дистрибьюшена и мерчандайзинга хотелось сорвать брендовый галстук и упасть харей в омары. А ещё - повальное: блоги и фотошоп. Фотошоп и блоги.

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта» (2006).
Кадр из фильма «Мария-Антуанетта» (2006).

Бутики зазывали, заграница - открывалась. Стало модным писать книги, вести блоги, иметь дорогостоящие хобби. Что там поделывает Пэрис Хилтон? А наша Ксю? Да-да, всё это было общемировым явлением, а София Коппола сняла свою историю Марии-Антуанетты с учётом моды на тотальный гламур - стразы на розовом, крохотные собачки, тысяча пар туфелек, пирожное - на завтрак. Хотя, пирожные - это только аллегория. Фитнес - на завтрак, девы. «…Тонны парфюмерии и косметики вкупе с наркотиками и диетами постепенно иссушали их тела, а актуальные журналы и развлекательное телевидение сделали то же самое с их мозгом…» - это уже из Минаева.

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada» (2006).
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada» (2006).

Лейблоносная роскошь и возможность ананасов в шампанском поражала воображение провинциальных хищниц из ПГТ Старый Облом. А теперь наобум открываем любой ‘VOGUE’ эры гламура и читаем: «Простые чёрные вещи слишком очевидно элегантны. Новая философия моды не имеет ничего общего с традиционным понятием хорошего вкуса». (О. Михайловская «Прада, ничего кроме Прада»./ ‘Vogue’ №4. 2002.) Или вот, уже другой номер: «Леопардовые принты, золотые прозрачные платья и кроваво-красная кожа у Dolce & Gabbana, шубы, словно надетые на голое тело…» (А. Пантыкин. «Женсовет». / ‘Vogue’ №9. 2004).

VOGUE. 2003.
VOGUE. 2003.

В моде Рената Литвинова - богиня гламура и винтажа. Да, винтаж - ещё одно любимое слово 2000-х, когда обеспеченные люди повернулись на олдовости интерьеров. Как говорится, почувствуйте смысл бытия! Радостное подражание богатым да успешным коснулось и людей малообеспеченных. Отсюда – повальная мода 2000-х на поддельные сумки Louis Vuitton, купленные на замусоренных барахолках у входа в метро. Отсюда же, собственно, – актуальность браков с пожилым, но богатеньким «папиком». Кто, как не он сможет обеспечить своей Ляле гардероб, забитый Прадой, шейными платочками от Hermes (а-ля Миранда Пристли) и от-Шанелевыми сумочками «2.55».

Зина Корзина (с). 2016.