Главная ошибка Карандышева

Вообще, Эльдар Рязанов сделал невозможное — из скучноватой школьной классики (а «Бесприданницу» проходили факультативно вместе с «Грозой» и водили старшеклассников на спектакль, если учитель оказывался добросовестным), так вод Эльдар Рязанов сделал потрясающий, хотя и грубоватый, чрезмерно яркий фильм, который до сих пор интересно обсуждать. Но обсуждаем-то мы героев пьесы Островского! С акцентами Рязанова.

Так вот Юлий Капитонович и его главная, точнее основная ошибка. Он не умеет быть собой.
Так вот Юлий Капитонович и его главная, точнее основная ошибка. Он не умеет быть собой.

Так вот Юлий Капитонович и его главная, точнее основная ошибка. Он не умеет быть собой. Он люто ненавидит богатых и расточительных (или бедных, но шикарных, как Паратов, который по факту, вернее — в итоге оказывается ещё беднее Карандышева). Он — серый, а потому бесится, завидев белый костюм промотавшегося барина. Вместо того, чтобы строить свою жизнь, Юлий Капитоныч злобствует в отношении чужих жизней. Он кроток от слабости. Он сервилен.

Он кроток от слабости и никому не интересен. Даже, как объект насмешки - только на пару минут.
Он кроток от слабости и никому не интересен. Даже, как объект насмешки - только на пару минут.

И при том желает сразу две взаимо_неприемлемые вещи: 1) быть в кругу неких избранных людей; 2) сделать им какую-нибудь красивую пакость. То есть он постоянно разрывается между своими мрачными хотелками: то ли обнять Паратова, то ли убить его. Испачкать тому беленький костюмчик. Меж тем, лучший способ для него — отойти от Паратова. И от Кнурова с Вожеватовым. И от этой Ларисы — местной богини красоты. С гитарой. Но он этого не понимает. Лариса для него — символ. Пуля, убивающая сразу двух зайцев.

Забрызганный яблочком, он всё равно упорствует и лезет к Паратовым.
Забрызганный яблочком, он всё равно упорствует и лезет к Паратовым.

Женясь на девушке, вокруг которой вертятся провинциальные бонвиваны, он 1) автоматически входит в их круг 2) делает всем им больно. Ах, какой он молодчина! Всем надавал по холёным личикам. На деле вышло ровно противоположное — его всё равно не приняли, да ещё и слегка обрызгали (сцена с яблоком — колоссальна). И Ларису почти открыто увели. В пьесе оно не так явно. Не столь нагло. Просто поехала покататься. В фильме её кинули на ложе Паратова.

Ему нужна не Лариса, а возможность плюнуть Паратову в бланманже.
Ему нужна не Лариса, а возможность плюнуть Паратову в бланманже.

Потому что от таких, как Юлик сбегают все, даже отчаявшиеся бесприданницы. Для неё Париж-с-Кнуровым или даже смерть интереснее честной жизни с Карандышевым и его извечной завистью. Был бы он нормальным человеком, он занимал бы свою нишу, читал книги, возможно — писал бы их (тогда небогатые дворяне и разночинцы создавали шедевры литературы). Женился бы на какой-нибудь учительнице, ходили бы гулять на берег Волги.

Ему постоянно показывают, что он и где он.
Ему постоянно показывают, что он и где он.

Ан нет. Подавай ему первую диву города. Чтобы у всех ручонки затряслись от гнева и бессилия. Он - смог! Он - крут. Он - не бурлаки. Она - его вещь. Карандышев всех меряет свою мерой — он тупо завистлив и зависим, так вот ему и кажется, что все — такие. А никто ему не завидовал - его только подначивали и подталкивали. Он не умеет строить свой мир и страшно зол на тех, чей мир — блестящ и привлекателен.

Зина Корзина (с)

Кадры из фильма «Жестокий романс» взяты на сайте https://www.kino-teatr.ru/ и в соцсетях.