66,1K подписчиков

Главный смысл фильма «Женщина, которая поёт»

6,7K прочитали

Во второй половине 1970-х не было в СССР более раскрученного имени, чем Алла Пугачёва. Тогда же возник и анекдот, что в энциклопедиях будущего напишут, что Леонид Брежнев — государственный деятель времён Аллы Пугачёвой. Разумеется, АБП всегда — и после Брежнева, оказывалась популярной — сначала, как певица, потом — как человек-шоу и человек-скандал. В любом случае, Пугачёва — явление. Хотя я не любила и не люблю советско-российскую эстраду, я не могу опровергать реальность: Пугачёва единственная в своём роде.

Во второй половине 1970-х не было в СССР более раскрученного имени, чем Алла Пугачёва.
Во второй половине 1970-х не было в СССР более раскрученного имени, чем Алла Пугачёва.

Но меня интересует фильм с её участием - «Женщина, которая поёт», созданный на излёте 1970-х в жанре, именуемом ныне «байопик». Надо ли говорить, что кинокартина сразу же сделалась хитом и выстраивались очереди в кассу? Авторы, конечно, сменили имя — на Анну Стрельцову, зато воссоздали некоторые детали биографии певицы. Но главное — там звучали песни, и казалось, что сюжет состоит из красивых, а часто — изысканных клипов.

Авторы, конечно, сменили имя — на Анну Стрельцову, зато воссоздали некоторые детали биографии певицы.
Авторы, конечно, сменили имя — на Анну Стрельцову, зато воссоздали некоторые детали биографии певицы.

Надо сказать, что «Женщина, которая поёт» гораздо интереснее шведской муз-феерии «АББА», где вообще нет фабулы, кроме того, что некоему журналисту никак не удаётся взять интервью у мега-звёздной группы. Но что в этом почти биографическом кинофильме — главное? Кроме песен АБП, ради которой и стояли те очереди. Стойкое ощущение, что эстрада и развлекательный жанр — это как бы второй сорт с точки зрения советского Агитпропа. О, да. Полные залы и много цветов. Да — узнавание. Да — успех.

 В Советском Союзе даже самый обласканный зрителями и — властями эстрадник не значил так много, как оперный тенор, например.
В Советском Союзе даже самый обласканный зрителями и — властями эстрадник не значил так много, как оперный тенор, например.

И — беспрестанное понимание, что лёгкий стиль, все эти шоу на сцене провинциальных филармоний и теле-кино-съёмки на фоне красивых руин — с выпеванием сонета Шекспира — это всё равно не опера-балет-симфония. Это даже не романс или оперетта. А намного ...нет, не хуже, а — ниже. Официально. В Советском Союзе даже самый обласканный зрителями и — властями эстрадник не значил так много, как оперный тенор, например.

Если внимательно смотреть картину, можно увидеть, что героиня чаще грустит, чем улыбается.
Если внимательно смотреть картину, можно увидеть, что героиня чаще грустит, чем улыбается.

Любой сборный концерт начинался не с любимицы всех тёток — Аллочки и не с Хазанова, чьих шуток ждали все — даже относительные интеллектуалы, а с какого-нибудь адажио. Или с арии. С дуэта. Потом шли народные запевки, сменяясь кабареточными плясками оперетты и томной скукою романса и уже потом нам показывали что-нибудь весёлое, смешное, искромётное — и фривольное (умеренно фривольное, конечно). То есть «музыка для ног» и шутки-прибаутки ставились в конец очереди.

Весь фильм — это какая-то печальная неприкаянность самой Анны Стрельцовой и её товарищей.
Весь фильм — это какая-то печальная неприкаянность самой Анны Стрельцовой и её товарищей.

Так вот весь фильм — это какая-то печальная неприкаянность самой Анны Стрельцовой и её товарищей — весьма талантливых людей, избравших жанр ...попроще. Их место в советском социуме — чётко структурированном — тоже было попроще. Об эстрадных звёздах гораздо меньше писали в прессе — оперно-балетные дивы попадали на обложки довольно часто. О солистках оперетты выходили красочные статьи на несколько страниц. О доярках и крановщицах и то больше писали, чем о ротару-хазановых-леонтьевых.

Она радуется только в момент встречи с полным залом. И это не вполне счастье - просто воодушевление, подпитка энергией толпы.
Она радуется только в момент встречи с полным залом. И это не вполне счастье - просто воодушевление, подпитка энергией толпы.

Пугачёвой ещё сильно везло — она становилась героиней очерков и публикаций ещё до возникновения «перестроечной» светской хроники. О ней было гораздо больше слухов, нежели знаний. Ей приписывали мужей и любовников, ибо никто не писал об этом, зато все - фантазировали. «Женщина, которая поёт» - очень тяжёлый фильм, как ни странно. Он — о той незримой границе, отделяющей даже кумира миллионов от «высокого искусства». О стеклянном потолке, как это называют исследователи социальных неравенств. О колоссальной усталости.

Это фильм о колоссальной усталости.
Это фильм о колоссальной усталости.

Да, если внимательно смотреть картину, можно увидеть, что героиня чаще грустит, чем улыбается. Точнее, она радуется только в момент встречи с полным залом. И это не вполне счастье - просто воодушевление, подпитка энергией толпы. Недавно я смотрела современный фильм «Юморист» (2018) о сверх-популярном эстраднике 1970-х, которому постоянно указывают его «место». Хорошо это или плохо? Сейчас уже понять трудно — нынешние магистры развлечений живут гораздо лучше скрипачей и оперных примадонн. Даже обидно!

Зина Корзина (с)