31 519 subscribers

Какой была та соломенная шляпка

6,2k full reads
8,2k story viewsUnique page visitors
6,2k read the story to the endThat's 76% of the total page views
2 minutes — average reading time

Замечательный советский телефильм «Соломенная шляпка» (1974) был снят Леонидом Квинихидзе по пьесе Эжена Лабиша и Марка-Антуана Мишеля. Сюжет комедии закручивается вокруг шляпки из модной, эксклюзивной шляпки из итальянской соломки. Главгерой – рантье, красавец и, как тогда говорили – бонвиван Леонидас Фадинар должен был непременно отыскать шляпу – точную копию той, что была опрометчиво и нагло съедена лошадью.

Кадр из фильма «Соломенная шляпка» (1974). Скриншот. Можно листать - далее кадры и афиши других фильмов о соломенной шляпке...

На кон была поставлена честь прекрасной дамы, хотя, и не имевшей к Фадинару никакого отношения. Фильм понравился. Его крутили на Новый Год, пока это место не заняла «Ирония судьбы» - к слову, там запечатлён этот момент – фоном для новогодней неразберихи служит именно танец Фадинара/Миронова и его подруги – Клары/Гурченко. Да, этот милый шедевр нравится по сию пору.

Кадр из фильма  «Соломенная шляпка» (1974). Скриншот.
Кадр из фильма «Соломенная шляпка» (1974). Скриншот.
Кадр из фильма «Соломенная шляпка» (1974). Скриншот.

О самом фильме написано много, равно, как о других кинопостановках – французских, немецких и американских. Давайте поговорим о самой шляпке, из-за которой, по словам Фадинара, «такие шли сражения и драмы, что, собственно, и создало сюжет»? Как могла она выглядеть? Полагаю, можно точно это определить, мысленно переносясь в начало 1850-х годов, ибо пьеса была написана в 1851 году.

Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет и - портрет Марии-Антуанетты. Обе в соломенных шляпах. Источник - Википедия.

Для начала – несколько слов о моде на соломенные шляпки, как таковые. До середины XVIII века это был простонародный головной убор, но роман Сэмюэля Ричардсона «Памела», героиня которого носила шляпу из соломы, украшенную цветами и колосьями, сделала эту вещичку популярной в британском high society. Из Англии мода пришла в Версаль, где эта «романтически-сельская» тема пришлась по вкусу поклонникам Жана-Жака Руссо, провозгласившего: «Назад к природе!»

Соломенная шляпка-кибитка и силуэт конца 1840-х в похожей шляпке. Источник - https://www.pinterest.ru/ Далее - ещё шляпы.

Соломенные шляпки носила Мария-Антуанетта – в таком виде она позировала художнице Элизабет Виже-Лебрен, которая тоже не была чужда «природно-деревенского» стиля. В XIX веке шляпы из флорентийской соломки не выходили из употребления. Как же выглядела шляпа той самой мадам де Бопертюи, что послужила основой для фабулы? Тут два варианта – или фасона «кибитка», то есть закрывавшая с обеих сторон щёчки, или – широкополая, пришедшая из XVIII века.

Франц Квавьер Винтерхальтер. Портрет Евгении Монтихо. 1850-е годы. Источник - Википедия. Картинки из модного журнала 1850 года - без труда можно отыскать соломенные шляпки жёлтого цвета. Источник - https://www.pinterest.ru/ Далее - фото примерно такой шляпы.

Скорее всего, второй вариант. Потому что соломенная «кибитка» была дорожно-повседневной, тогда как шляпка «а-ля Памела» торжественно вернулась в моду на волне массового увлечения «галантным столетием» и личностью Марии-Антуанетты, чей образ был неразрывно связан с «флорентийской соломкой». Именно в таком уборе позировала главная модница 1850-1870-х – императрица Евгения Монтихо, супруга Наполеона III. К слову, в нашем фильме показана очень похожая шляпа… Так что всё правильно!

Zina Korzina ©

Статьи по теме: