Какой могла быть возлюбленная Воробьянинова в молодости?

18 June

Если вы помните, у Ипполита Матвеевича Воробьянинова была возлюбленная — некая Елена Станиславовна Боур. О ней говорится мало — состарившаяся женщина, бывшая когда-то великолепной красавицей. «Голос его любовницы был тот же, что и в девяносто девятом году, перед открытием парижской выставки. Но, войдя в комнату и сжимая веки от света, Ипполит Матвеевич увидел, что от что от былой красоты не осталось и следа».

Если мы возьмём гайдаевский вариант Елены Боур, то ближе к истине будет типаж Каролины Отеро...
Если мы возьмём гайдаевский вариант Елены Боур, то ближе к истине будет типаж Каролины Отеро...

Сейчас всё больше читателей знают полный, восстановленный текст книги Ильи Ильфа и Евгения Петрова, где отмечены многие факты из дореволюционной жизни Воробьянинова — о его детстве, учёбе в гимназии, бесполезно-шикарной юности, любовных приключениях и — женитьбе на некрасивой и ужасно худой Марии Петуховой, чьи сокровища потом и оказались зашитыми в стулья.

Если мы возьмём захаровский вариант, то можно допустить сходсво мадам Боур с Линой Кавальери.
Если мы возьмём захаровский вариант, то можно допустить сходсво мадам Боур с Линой Кавальери.

Однако нас интересует вовсе не она. Из этого текста мы узнаём, что на одном из мероприятий потасканный бонвиван Киса познакомился с очаровательной супругой «...нового окружного прокурора – Еленой Станиславовной Боур. Прокурор был стар, но жена его, по уверению секретаря суда, была: «…Сама юность волнующая, Сама младость ликующая, К поцелуям зовущая, Вся такая воздушная». Воробьянинов яро воспылал!

Воздушная и к поцелуям зовущая мода 1900-х годов.
Воздушная и к поцелуям зовущая мода 1900-х годов.

Из описаний мы узнаём, что она была настоящей фамм-фаталь — белокожей, с холёными руками и «...прикрывала мраморное лицо вуалеткой, расшитой чёрными птичками». Облик дамы, которая могла бы понравиться пошляку-Воробянинову — это растиражированно-открыточный, популярный типаж 1900-х с крепко стянутой осиной талией, длинной шеей и удивительной белизны овальным личиком.

Модный силуэт 1900-х годов.
Модный силуэт 1900-х годов.

В те годы женщину — если она была, конечно же, очаровательной, сравнивали с ароматным цветком или, допустим, со свежим ветром; боготворили маленькую ножку и — лёгкое дыхание. Отсюда фраза: «Вся такая воздушная». Ликующая младость означала отменное здоровье и хорошие формы — при сохранении «мраморной» кожи — загар ещё не вошёл в светскую моду, хотя, о пользе гелиотерапии всё же писались целые трактаты.

Ещё парочка типажей.
Ещё парочка типажей.

Если мы возьмём два известных в ту пору лица — танцовщицы Каролины Отеро и певицы Лины Кавальери, то несложно представить, как могла выглядеть женщина-мечта все уездных кавалеров — открытки с этими актрисами-и-куртизанками пользовались громадным спросом именно в провинции и по ним «сверяли» свой вкус. Конечно же, не только в России, но и во всём мире. Помимо них наблюдалось множество иных красоток и богинь, неустанно позировавших для средств массовой информации.

Образцы модных нарядов для воздушных и - к поцелуям зовущих...
Образцы модных нарядов для воздушных и - к поцелуям зовущих...

В общем, стопроцентно Елена Станиславовна Боур имела тончайший стан, округлые бёдра, покатые плечи. Костлявость — ужасала. Чрезмерная полнота — ещё больше. Шикарная дама должна была казаться идеально-гладкой, без единой выпирающей косточки — худые ключицы вызывали мысли о чахотке, тощие пальцы — о бедности, острые колени и тощие икры — о плохом питании. В общем, то была фарфоровая статуэтка, лилия, зефир-эфир. Ах! Поэтому Ипполит Матвеевич и не узнал свою постаревшую нимфу...

Zina Korzina (c)