Кому нужна такая свадьба?

2 August

Чем хороши советские фильмы, это многослойностью — практически любая кинолента (крутая или бездарная — уже не так важно) содержит в себе «второй план», который считывается, хотя и не транслируется напрямую. И этот второй план куда как занимательнее, чем генеральная линия — та, что предназначалась для цензуры. Так, есть ряд фильмов, где положительные по сценарию и по изначальной задумке персонажи смотрятся, как нечто противное и даже асоциальное. Причём, эти смысловые перевёртыши получались иногда случайно.

Неслучайно были выбраны именно Борис Щербаков — типовой плакатный пролетарий 1970-х и Евгения Симонова — каноническая интеллигентка эпохи.
Неслучайно были выбраны именно Борис Щербаков — типовой плакатный пролетарий 1970-х и Евгения Симонова — каноническая интеллигентка эпохи.

Вот обычный проходной кинофильм «День свадьбы придётся уточнить» (1979), который я видела в детстве и решила обновить впечатления. Тогда это смотрелось, как мелодрама на фоне завода — немножко страстей, стандартная картина быта, перевыполнение плана и красивые молоденькие актёры в главных ролях. В центре повествования — светлое-прекрасное чувство образцовых (с виду) комсомольцев — неслучайно были выбраны именно Борис Щербаков — типовой плакатный пролетарий 1970-х и Евгения Симонова — каноническая интеллигентка эпохи.

Сергей Шитов, хоть и работяга без высшего образования, но — с гонором этакого маркиза.
Сергей Шитов, хоть и работяга без высшего образования, но — с гонором этакого маркиза.

Сразу оговорюсь — почему я употребила уничижительное «с виду». Сергей Шитов, хоть и не из Версаля, но — с гонором этакого маркиза. Не с гордостью, а с высоко задранным подбородком. Оно понятно — семья металлургов Шитовых в городе славится, о ней снимают передачи, чествуют, фотографируют. В те годы бытовала установка - срочно «повысить статус рабочего класса», ибо все рвались в аспирантуру или в художники-реставраторы, например. Учителя пугали отстающих учеников: «Будешь плохо учиться — пойдёшь в ПТУ!», хотя не все ПТУ были отстоем, но это уже совсем другая тема...

Да. Тогда-то и появился на экранах образ модно одетого, «упакованного» и красивого пролетария, которого любят девушки.
Да. Тогда-то и появился на экранах образ модно одетого, «упакованного» и красивого пролетария, которого любят девушки.

Да. Тогда-то и появился на экранах образ модно одетого, «упакованного» и симпатичного пролетария, которого любят девушки. Борис Щербаков шикарно смотрится в кадре, рассказывая товарищам, как его папа привёз ему из Польши рубашку, а потом с барственной щедростью раздаёт жвачки: «Почти фирменная». То есть нам показывают этакого крутого «мажора», но — вкалывающего на заводе и не стремящегося в институт. Зачем образование? Хорош собой, деньги водятся, девушки любят и — вот ещё что: «К славе-то я привык!» Надоели репортёры и телевизионщики!

Муж Анечки, хотя и умненький, но тоненький и слабенький.
Муж Анечки, хотя и умненький, но тоненький и слабенький.

Сергей чем-то напоминает Иванушку из сказки «Морозко», что беспрестанно собой любуется и никому не кланяется. Правда, в «Дне свадьбы...», в отличие от «Морозко» ...никакой морали. Конкретно - так. Он до конца остаётся самовлюблённым павлином и снисходительно разговаривает со всем миром, кроме отца, разумеется. Да, а что же девушка? Точнее, замужняя студентка Аня, живущая в квартирке-мастерской со своим супругом Романом. Оба — археологи и собираются на раскопки. По стенам — что-то древнерусское или старинное (тоже мода).

Но интеллигеточка легко сбегает в объятия блондина с могучими руками.
Но интеллигеточка легко сбегает в объятия блондина с могучими руками.

Аня почти сходу влюбляется в брутального и привлекательного рабочего, оставив Романа. А что ей страдать, если она внезапно захотела другого? Я повторюсь — это была не парочка хиппи-сожителей, а семейная «ячейка». Но интеллигеточка легко сбегает в объятия блондина с могучими руками. Её наверное понять можно — это (простите) биология. Муж Анечки, хотя и умненький, но тоненький и слабенький. Он даже не стал бороться за ...своё право быть мужем. Что-то мямлил, рефлексировал, думал... А тот — с завода — сгрёб в объятия и приволок к себе домой. На «радость» остальным домочадцам.

Разумеется, произошёл конфликт — болтливая Анечка поспорила с отцом семейства, пожилым металлургом...
Разумеется, произошёл конфликт — болтливая Анечка поспорила с отцом семейства, пожилым металлургом...

Разумеется, произошёл конфликт — болтливая Анечка поспорила с отцом семейства, пожилым металлургом, а Серёга прикрикнул — в таких семьях родители — это святое. И студенточка — ломанулась в ночь. Куда? Сидеть на диванчике у бывшего-Романа — к слову, на протяжении всего фильма развода нет. Иначе говоря, образцовый парень Серёжа живёт с чужой на тот момент женой. И надеется. В финальных сценах Шитов романтически-дивно рисует в своём воображении семейное счастье и даже фантазирует насчёт ребёнка.

Анечка довольно быстро насытится красотой/силой/мощью Сергея и увидит, что он элементарно груб, заносчив и несдержан...
Анечка довольно быстро насытится красотой/силой/мощью Сергея и увидит, что он элементарно груб, заносчив и несдержан...

Но случится ли такая свадьба? И да — нужна ли? Анечка довольно быстро насытится красотой/силой/мощью Сергея и увидит, что он элементарно груб, заносчив и несдержан. Но главное — самовлюблён до предела. Поколачивать? Будет! Впрочем, и она — не сахар. Одного предала, второго тоже предаст. Долго ли вещички-то собрать? Полагаю, что интеллигентная мадам в конечном итоге придёт к всепрощающему Роману и займёт своё место на диванчике. Не извиняясь. Любить его не будет, но вернётся точно. А тот, широко распахнув глаза, примет.

Zina Korzina (c)