66,2K подписчиков

«Личное дело судьи Ивановой» - нестандартный взгляд на типичную измену

14K прочитали

Мелодрама «Личное дело судьи Ивановой» (1985) в своё время прошла по киноэкранам довольно скромно — в смысле, его смотрели, но он не сделался важным событием (я допускаю, что у него были хорошие сборы и такой же рейтинг). Крепкое повествование, где все прилично играют.

Особенно — девочка. Критики отмечали и даже хвалили актёрский состав. Тем не менее, даже теперь — на фоне повышенного интереса к советскому наследию — о фильме пишут мало. О сходной «Зимней вишне» (1985) - рассуждений масса, а тут — провал.

Мелодрама «Личное дело судьи Ивановой» в своё время прошла по киноэкранам  довольно скромно... Источник - https://www.kino-teatr.ru/
Мелодрама «Личное дело судьи Ивановой» в своё время прошла по киноэкранам довольно скромно... Источник - https://www.kino-teatr.ru/

При чём тут «Зимняя вишня», помимо общей даты выпуска — 1985 год? Общая тема. Просто - отзеркаленная. С другой стороны рассказанная. Примерно с середины 1970-х и до финала Перестройки у авторов был невероятно популярен любовный треугольник, где острым уголком выступала страдающая любовница.

Или не страдающая, но всё равно — красивая и модно одетая (хотя бы). Она солировала в этом печальном трио, а мятый женатик заодно со своей уставшей «половиной» составляли фон и подпевку. Квинтэссенцией сделалась «Зимняя вишня» с изысканно-тонкой Еленой Сафоновой в главной роли.

И тут вдруг — судья Иванова, которая — жена. От неё гуляют. Её больше не любят и только слегка уважают за статус. Cкан, сделанный автором текста.
И тут вдруг — судья Иванова, которая — жена. От неё гуляют. Её больше не любят и только слегка уважают за статус. Cкан, сделанный автором текста.

Нам кричали с экрана: «Бедная любовница! Как ей плохо!» И вдруг — судья Иванова, которая тут — располневшая супружница. От неё гуляют. Её больше не любят и только слегка уважают за статус. И вдруг она — героиня и на этот раз — главное лицо.

Муж — как обычно состарившийся «мальчик», коему вдруг захотелось полёта. И младая дева подвернулась годная — учитель музыки, легконогая красавица. Серебристый голосок, женственные формы, глаза — озёра. Как не утонуть в этаких омутах?

На роль брошенной, точнее — долго и «совестливо» бросаемой жены (судьи Ивановой) была взята Наталья Гундарева. Cкан, сделанный автором текста.
На роль брошенной, точнее — долго и «совестливо» бросаемой жены (судьи Ивановой) была взята Наталья Гундарева. Cкан, сделанный автором текста.

На роль брошенной, точнее — долго и «совестливо» бросаемой жены (судьи Ивановой) была взята Наталья Гундарева — другую её героиню уже бросали (долго и муторно) в «Осеннем марафоне» (1979), но там жена казалась тусклой и унылой, не чета машинисточке-Неёловой.

В «Личном деле...» Гундарева резка и боевита. Подтянута. А её супруг в исполнении Сергея Шакурова показан вяло-старым и потасканным, будто бы спешащим доделать то, что не успел в студенческой младости. Он именно - волочится.

И дева подвернулась годная — учитель музыки и легконогая красавица. Cкан, сделанный автором текста.
И дева подвернулась годная — учитель музыки и легконогая красавица. Cкан, сделанный автором текста.

Мы смотрим на эту драму с позиций оскорбляемой жены (в кои-то веки). И — вот основное! - глазами ребёнка, искренней девочки, у которой мерзко и как-то обыденно уводят папу. Для неё он не потаскун, а самый родной и обожаемый отец.

Увела любимая учительница — та, что восхищала и казалась невероятно чистой. Ну, вот папе она тоже приглянулась, только в ином качестве. Чего же нет? Нам всегда являли трагедь любовницы и метания кавалера, а тут вдруг выяснилось, что бывают и дети, как часть «фабулы».

И кто? Любимая учительница — та, что восхищала и казалась невероятно чистой. Cкан, сделанный автором текста.
И кто? Любимая учительница — та, что восхищала и казалась невероятно чистой. Cкан, сделанный автором текста.

В «Зимней вишне» краешком явлен несчастный Антошка — его пинками гонят на пятидневку в детский сад, чтобы мама устраивала свои любовные приключения. В «Личном деле...» второй центральный персонаж дочь Леночка, бегающая выяснять отношения с бывшей-любимой-учительницей.

И финал — неясный, открытый и довольно скомканный. Девочка, устав от страданий, попросту бежит из дома, а незнакомец просит её позвонить родителям. Всё. Что там будет? Как?

Мы смотрим на эту драму с позиций осорбляемой жены (в кои-то веки). И — вот основное! - глазами ребёнка... Cкан, сделанный автором текста.
Мы смотрим на эту драму с позиций осорбляемой жены (в кои-то веки). И — вот основное! - глазами ребёнка... Cкан, сделанный автором текста.

Станет ли Иванова дальше «спасать семейство»? Вообще, ей надо было бы отпустить своего Серёжу к той дивной фее и — посмотреть, что будет. Но она слишком уж мощно держалась за «ячейку общества».

Иванова постоянно говорит, что любит — по сию пору любит! - Сергея. Так ли это? Да нет. Просто ей невыносимо стыдно ...тоже разводиться. В кадре — сцены беспрестанных разводов — Иванова пытается примирять, не разрушать.

Во всей этой истории жаль только девочку — разом потерять отца, прекрасную учительницу плюс заполучить вечно-дёрганную-мать... Cкан, сделанный автором текста.
Во всей этой истории жаль только девочку — разом потерять отца, прекрасную учительницу плюс заполучить вечно-дёрганную-мать... Cкан, сделанный автором текста.

А тут — бац! И ей прилетело от жизни. Как же так? Ну нет! «Я-то уж точно не разведусь!» Она не желает позориться. Всё. Во всей этой истории жаль только девочку — разом потерять отца, прекрасную учительницу плюс заполучить вечно-дёрганную-мать.

Это для всех участников - удар по психике. И, что ужасно — побег дочки может внешне примирить супругов, на время, а потом всё опять развалится. Разбитую чашку склеить можно, да только из неё пить уже нельзя.

Zina Korzina (c)