Лукашин-Новосельцев-Карандышев - судьбы лузеров

24k full reads
29k story viewsUnique page visitors
24k read the story to the endThat's 84% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Последний гениальный фильм Эльдара Рязанова - «Жестокий романс» (1984) как бы подводит финальную черту под определённым типом отношений, точнее даже — типом глав-героя. Если вдуматься, Юлий Капитонович Карандышев — это продолжение доктора Лукашина и клерка Новосельцева, только в идеально-выбранной для экранизации «Бесприданнице» этот персонаж постоянно маячит в фоновом режиме, лишь в последнем акте громко заявляя о себе. Деталь: все трое становятся наглецами лишь в пьяном виде.

По сути - это один и тот же социальный тип. Скриншоты. Источник - YouTube.
По сути - это один и тот же социальный тип. Скриншоты. Источник - YouTube.
По сути - это один и тот же социальный тип. Скриншоты. Источник - YouTube.

«Жестокий романс» - это обрушение всех типично-рязановских конструкций и это очень красивое обрушение - в антураже старинных комнат, анфилад, среди зеркал, цветов и дамских шляпок! Смотрите: Карандышев - малозаметен, сердит, не успешен, однако же, хорошо образован и неглуп с интеллектуальной точки зрения. Видимо, нормально работает, но не особо заметен своему начальству. У него есть плохонькое имение и — тётка (заменитель «мировой мамы» доктора Лукашина). Но есть нюанс — у Карандышева нет друзей, а потому он тянется к чуждому кругу.

Поющая под гитару красавица легко достаётся пьяному Лукашину, однако, не достаётся Карандышеву - ровно такому же по сути человеку. Скриншоты. Источник - YouTube.
Поющая под гитару красавица легко достаётся пьяному Лукашину, однако, не достаётся Карандышеву - ровно такому же по сути человеку. Скриншоты. Источник - YouTube.
Поющая под гитару красавица легко достаётся пьяному Лукашину, однако, не достаётся Карандышеву - ровно такому же по сути человеку. Скриншоты. Источник - YouTube.

Интересно, что Лукашин и Новосельцев смотрятся недотёпами и лузерами, но не моральными уродами, как в случае с Юлием Капитоновичем. И врач, и старший экономист-статистик выглядели некоей нормой для своего времени, когда зрителю весьма редко предлагались супермены, а всё чаще — умные, одинокие неудачники с фантазиями, песенками и скромной зарплатой. Эльдар Рязанов щедро давал этим «домашним» 35-40-летним мальчикам право на Счастье — дарил им любовь красавицы или — объятия дамы-босса.

Заметим, что пьяный Лукашин или поддатый Новосельцев вызывают смех и симпатию, а вот Карандышев - стойкое отвращение. Скриншоты. Источник - YouTube.
Заметим, что пьяный Лукашин или поддатый Новосельцев вызывают смех и симпатию, а вот Карандышев - стойкое отвращение. Скриншоты. Источник - YouTube.
Заметим, что пьяный Лукашин или поддатый Новосельцев вызывают смех и симпатию, а вот Карандышев - стойкое отвращение. Скриншоты. Источник - YouTube.

Ничего этого не происходит с Карандышевым и не только потому, что маститый Эльдар не имел наглости переписывать пьесу (он её, конечно, чуть-чуть переписал, но в рамках «постмодернистских» допущений). Так вот, Юлий Капитоныч остаётся без красавицы с гитарой! Интересное совпадение Ларисы и Нади Шевелёвой — обе легкомысленно-прекрасны и переживают последствия бурного романа (если вы помните, Шевелёва долгие годы была любовницей женатого мужчины и только потом явился Ипполит с французскими духами).

Это, конечно, на уровне фантазий, но Карандышев настолько гадок, что не привлёк бы даже престарелую Хариту Игнатьевну... Скриншоты. Источник - YouTube.
Это, конечно, на уровне фантазий, но Карандышев настолько гадок, что не привлёк бы даже престарелую Хариту Игнатьевну... Скриншоты. Источник - YouTube.
Это, конечно, на уровне фантазий, но Карандышев настолько гадок, что не привлёк бы даже престарелую Хариту Игнатьевну... Скриншоты. Источник - YouTube.

Но Карандышев не смог бы привлечь даже ...мать Ларисы в качестве поклонника, поэтому жёсткая, «руководящая» дама с лицом Алисы Френдлих — тоже идёт мимо. Эпоха «милых недотёп» к середине 1980-х ушла безвозвратно. Поэтому герою Мягкова нечего противопоставить своим оппонентам — его никто не полюбит до одури и потери себя. Никогда. Отсюда выбор пьесы, где такого человека оплёвывает весь мир и даже трактирные слуги не особенно уважают.

Эти две сцены очень похожи, если вдуматься - не только выпивкой и композицией, но и темой невесты, за которую пьют. Разве что эти два фрагмента - 'зеркальны' по своему содержанию. Скриншоты. Источник - YouTube.
Эти две сцены очень похожи, если вдуматься - не только выпивкой и композицией, но и темой невесты, за которую пьют. Разве что эти два фрагмента - 'зеркальны' по своему содержанию. Скриншоты. Источник - YouTube.
Эти две сцены очень похожи, если вдуматься - не только выпивкой и композицией, но и темой невесты, за которую пьют. Разве что эти два фрагмента - 'зеркальны' по своему содержанию. Скриншоты. Источник - YouTube.

Карандышев показан, как финальная, убогая стадия лукашиных-новосельцевых, у которых всё ушло в слова и в — уничтожение. Примечательный нюанс — именно люди формата Лукашиных-и-Карандышевых (Новосельцев — всё-таки получше их обоих!) весьма активно участвовали в уничтожении ...СССР и советского мира. Они воспринимали Совдеп, как засилье начальников и их сыновей, чиновников, директоров овощебаз-ресторанов-автосервисов, почитая себя — обделёнными.

Мы постоянно наблюдаем похожие сцены и с - разным финалом. Скриншоты. Источник - YouTube.
Мы постоянно наблюдаем похожие сцены и с - разным финалом. Скриншоты. Источник - YouTube.
Мы постоянно наблюдаем похожие сцены и с - разным финалом. Скриншоты. Источник - YouTube.

Однако в 1990-х эти «образованные люди, а не бурлаки» (с) сделались ещё беднее и — бессмысленнее. По сути, «Ирония судьбы», «Служебный роман» и «Жестокий романс» - это трилогия об одном и том же социальном типаже, не сумевшем эволюционировать и выбравшем разрушение. Выстрелом Карандышева ставится жирная точка - этот положительно-отрицательный (!) герой больше не нужен ни режиссёру, ни зрителю.

Zina Korzina (c)