«Место встречи» как знаковая система

38k full reads
44k story viewsUnique page visitors
38k read the story to the endThat's 87% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Фильм «Место встречи изменить нельзя» (1979) интересен во многих отношениях — в частности очень важной для сюжета темой вещей, жестов и знаков — в области распознавания «свой-чужой», «простой-респектабельный», «важный-не важный». Изумительная символика!

Частое акцентирование на руках собеседника — определение по пальца, «кто ты есть». Глеб Жеглов просит предъявить вора Копчёного «ручонки» - не для опознания, а так — сказать: ты, падла, не писатель и не учёный, а ручки-то у тебя холёные, стало быть ничего хорошего ты этими руками не сделал.

-Карп, ты на руки то его посмотри... Из него водила как из Промокашки скрипач... Скриншот. Источник - YouTube.
-Карп, ты на руки то его посмотри... Из него водила как из Промокашки скрипач... Скриншот. Источник - YouTube.
-Карп, ты на руки то его посмотри... Из него водила как из Промокашки скрипач... Скриншот. Источник - YouTube.

Дама на «хазе» у Горбатого тоже раскалывает Шарапова через понимание, видение рук — не шоферские они. Это не стандартное: «Баба, она сердцем чует». Это — обще-системное. В те годы люди различались не только достатком и уровнем образования, но и устойчивым обликом.

Причём, не только в СССР — в тогдашней Америке никто бы не понял демократичного миллионера в потёртых джинсах или superstar Голливуда, вышедшую в растянутом свитере выгуливать лохматых детей. В «Месте встрече» тонко схвачен этот признак эпохи. Респектабельность сигнализировала о наилучших качествах гражданина.

Поэтому Фокс выбирает форму офицера — форма вызывает однозначно положительную реакцию. Усыпляет бдительность. Скриншот. Источник - YouTube.
Поэтому Фокс выбирает форму офицера — форма вызывает однозначно положительную реакцию. Усыпляет бдительность. Скриншот. Источник - YouTube.
Поэтому Фокс выбирает форму офицера — форма вызывает однозначно положительную реакцию. Усыпляет бдительность. Скриншот. Источник - YouTube.

Поэтому Фокс выбирает форму офицера — форма вызывает однозначно положительную реакцию. Усыпляет бдительность. Неслучайно дока Фокс «пустил пыль» в глаза даже такому ловкому парню, как Шарапов. И — закономерно ушёл. Говоря о Соболевской, Верка-модистка, характеризует её, как женщину более высокого положения:

«Она одевается, как артистка». Ещё одна важная деталь: развлекательно-массовый XX век вывел актёров из полусвета — в реальный бомонд. В Советском Союзе — особенно. Если качественно одета — значит соответствует бытийным установкам общества.

Волокушина и Соболевская - внешне образцы респектабельности. Но связаны с криминалом. Скриншоты. Источник - YouTube.
Волокушина и Соболевская - внешне образцы респектабельности. Но связаны с криминалом. Скриншоты. Источник - YouTube.
Волокушина и Соболевская - внешне образцы респектабельности. Но связаны с криминалом. Скриншоты. Источник - YouTube.

Вор Ручечник берёт в подельницы не просто красивую и сытую дамочку, но — хорошо одетую. Полноватая, красиво завитая женщина в панбархате и на каблуках, не вызывает вопросов. Шляпа - обязывает. «Какой грубиян! А ещё прилично одет! Нюр, ты погляди на него!» - возмущается обслуга в ресторане,

...когда Шарапов, отслеживая Фокса, просит буфетчицу «отвалить» с назойливым предложением муската и птифура. Означает: прилично одетый, то есть — богатый и (или) интеллигентный, что в сталинские времена часто совпадало (писателям и учёным платили весьма щедро).

Глеб относится  мундиру как-то странно... Скриншот. Источник - YouTube.
Глеб относится мундиру как-то странно... Скриншот. Источник - YouTube.
Глеб относится мундиру как-то странно... Скриншот. Источник - YouTube.

А вот Глеб Жеглов, напротив, не любит форму, как выражение статуса. Называет мундир «домашним халатом» и одевается, как придётся. Это даже не поза, а нечто, вроде житейского принципа. Так как форменная одежда однозначно красит Жеглова.

Но ему этого не нужно — он выше этого. Причём, не демонстративно. Погоны любит носить предатель Соловьёв — для него служебный паёк = возможность хорошо жить, а «наши ребята» носят обычные вещи, или, как Володя Шарапов — свою военную форму.

Володя носит свою военную форму... Скриншот. Источник - YouTube.
Володя носит свою военную форму... Скриншот. Источник - YouTube.
Володя носит свою военную форму... Скриншот. Источник - YouTube.

Вообще, «Место встречи» - это интереснейший сюжет о «переодеваниях» - рецидивиста в героического офицера, а Володи-разведчика — в неудачного «сидельца», чей папа ещё и проходил «по громкому делу». Мир, где любой человек может оказаться не тем, чем он представляется.

Ручечник и его белокожая спутница напоминают профессорскую чету (он — заслуженный, она — капризно-шикарная, как из тогдашних фельетонов). Визуальная схема даёт сбой чаще, нежели хотелось бы. Бандиты передвигаются в автофургоне с надписью «Хлеб», то есть жизнь. А сами - смерть.

 Неслучайна и фигура Верки-модистки, перешивающей  чужие вещи по заказу. Скриншот. Источник - YouTube.
Неслучайна и фигура Верки-модистки, перешивающей чужие вещи по заказу. Скриншот. Источник - YouTube.
Неслучайна и фигура Верки-модистки, перешивающей чужие вещи по заказу. Скриншот. Источник - YouTube.

По результатам выходило, что «приличный внешний вид» мог обозначать две крайности: 1) достойный, обеспеченный, отмеченный наградами государства человек 2) подонок, своровавший или иным образом присвоивший себе вещи, награды, сам облик. Это важно - присвоение облика.

Примечательна и такая деталь: 90 процентов украденного по сюжету - платья, меха, костюмы, ...одним словом - шмотки. Неслучайна и фигура Верки-модистки, перешивающей чужие вещи по заказу. Переделывающей - по сути - облик человека, а не только его платья. А встречали тогда реально по одёжке.

Зина Корзина (с)