34 090 subscribers

«Мираж» - как выглядела бедность на Западе?

28k full reads
33k story viewsUnique page visitors
28k read the story to the endThat's 84% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Вообще, роман Джеймса Хедли Чейза «Весь мир в кармане» - обычная криминальная драма, тогда как советский кинохит «Мираж» (1983) – это социальная трагедия. Чейз не обличает капитализм – он его обрисовывает в качестве фона. Латышский режиссёр Алоиз Бренч, напротив, говорит о том, что причина случившегося – именно общественный строй. Вот тут - прекрасный разбор полётов у другого автора.

Кадр из фильма «Мираж» (1983). Скриншот. Именно так выглядела молодая леди на грани голодной смерти...
Кадр из фильма «Мираж» (1983). Скриншот. Именно так выглядела молодая леди на грани голодной смерти...

...К тому же, роман создан в 1959 году, и поэтому никаких «ветеранов вьетнамской бойни» там не было. Но разве это мешало популярности советского телефильма? Он отличный! И, вместе с тем, его просмотр в те годы создавал у нас-подростков когнитивный диссонанс. И не только у подростков. Итак, пятеро отчаявшихся людей совершают преступление, за которое – в случае провала – их ждёт ни много ни мало – электрический стул. Повторюсь – от крайней нужды.

Кадр из фильма «Мираж» (1983). Скриншот.
Кадр из фильма «Мираж» (1983). Скриншот.

По идее им нечего терять – во всяком случае, всем, кроме уголовника-профи, которого сыграл Регимантас Адомайтис, деваться более некуда. Особенно девушке – Джинни Гордон (о, шикарная Мирдза Мартинсоне!) Мы видим последнюю степень риска, бывающую на краю пропасти – в пропасть они (Эл и Джинни) там и прыгают, красиво взявшись за руки. Но! Все эти люди хорошо или – очень хорошо одеты, а Джинни и вовсе демонстрирует великолепные костюмы, купальники, обувь и – причёски.

Кадр из фильма «Мираж» (1983). Скриншот и варианты на тему сафари конца 1970-х - начала 1980-х годов. Источник - r
Кадр из фильма «Мираж» (1983). Скриншот и варианты на тему сафари конца 1970-х - начала 1980-х годов. Источник - r

Её белый костюм – вариация на тему сафари – тогда буквально поразил своей актуальностью. В Москве так могла бы выглядеть переводчица из Интуриста или жена дипломата. Никаких выкрутасов - зато всё на месте и это всё - по первому разряду. А сумочка? А блеск помады? На протяжении фильма Джинни постоянно меняет наряды, равно как и её брутальный друг – Эл Китсон. Его куртка смотрелась, как мечта загран_командировочного.

Кадр из фильма «Мираж» (1983). Скриншот. Эти люди пошли на преступление от отчаяния!
Кадр из фильма «Мираж» (1983). Скриншот. Эти люди пошли на преступление от отчаяния!

Реальная мисс Гордон – из романа Чейза выступает куда как скромнее. Вот некоторые фразы, дающие понять, что Джинни реально бедствовала: «Девушка открыла дешевую потрепанную сумочку…», «Она сможет поехать в Нью-Йорк, оденется прилично, может быть, даже снимет хорошую квартиру и будет жить как человек…», «У меня никогда не было хороших платьев. Редко удавалось сходить в кино».

Кадр из фильма «Мираж» (1983). Скриншот.
Кадр из фильма «Мираж» (1983). Скриншот.

Безусловно, в 1980-х годах уровень жизни в Соединённых Штатах значительно вырос. И …стоп! Мы же о восприятии, не так ли? Мы видели, как стильно причёсанные и модно одетые люди идут на страшное групповое преступление, потому что они – бедны. Очень бедны. И если вот так выглядит последний рубеж, то как же там живут нормальные инженеры, доктора, юристы и – пролетарии? А чиновники министерств и ведомств?

Кадры из фильма «Мираж» (1983). Скриншоты. Нищие люди ездят на таких машинах и так проводят вечера.
Кадры из фильма «Мираж» (1983). Скриншоты. Нищие люди ездят на таких машинах и так проводят вечера.

Это была какая-то «эпидемия» у советских режиссёров – показывать любую западную женщину, как эффектную даму с обложки журнала Vogue, а всякого англо-американского парня, жалующегося на дырявые карманы, серую life и жестокие нравы буржуазного социума – в умопомрачительных джинсах и яркой футболке, стоившей у нашего фарцовщика …намного дороже, чем в заокеанском moll-e. И ты ещё его найди – я имею фарцовщика, а не молл. Итак, что мы получаем на выходе?

Кадр из фильма «Мираж» (1983). Скриншот. Жакетик на Джинни такой, что её можно спутать с дамой из Зарубежтрансстроя или Морзагранпоставки.
Кадр из фильма «Мираж» (1983). Скриншот. Жакетик на Джинни такой, что её можно спутать с дамой из Зарубежтрансстроя или Морзагранпоставки.

Мысль населения о том, что «у них там» любой нищий пьёт колу и носит джинсы такой-то фирмы – в одной из серий по телеку шла реклама штанов из денима, какого-то шоколада и обуви. Человек так устроен, что он воспринимает всё то, чего у него нет, как более ценное, а своё – не замечает или воспринимает, как должное. И когда началась Перестройка, многие полагали: ну, теперь у нас будут всякие супер-конфеты в разноцветных фантиках, а завоевания социализма …тоже никуда не денутся.

Zina Korzina (c)