31 115 subscribers

«На чужом празднике» - обычный фильм с нестандартными нюансами

5,5k full reads
6,6k story viewsUnique page visitors
5,5k read the story to the endThat's 84% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Фильм «На чужом празднике» (1981) стали активно крутить по ТВ уже в постсоветские времена — он сделался более-менее известным в 2000-х, когда его выложили на Ютубе и прочих видео-хостингах. А в начале 1980-х годов он прошёл как-то незаметно — тогда подобных картин было навалом...

О сложностях и «подводных камнях» курортных приключений. Всякие мелодрамы да комедии из жизни отдыхающих. Однако «На чужом празднике» - это особый экземпляр, при том, что ни разу не шедевр, а ряд сцен сыграны более чем слабо.

В фильме показаны девочки, пытающиеся жить в состоянии вечного праздника. Скриншот. Источник - YouTube.
В фильме показаны девочки, пытающиеся жить в состоянии вечного праздника. Скриншот. Источник - YouTube.
В фильме показаны девочки, пытающиеся жить в состоянии вечного праздника. Скриншот. Источник - YouTube.

Многие авторы отмечают интересные, нестандартные ходы: Любовь Полищук в эпизодической роли самой себя и певец Валерий Леонтьев в образе столичного модельера, экстравагантного модника и при этом — очень приличного человека, одного из тех, кто по-людски отнёсся к запутавшийся глав-героине.

По сюжету старшеклассница-акселератка (то есть рано развитая, но всё ещё наивная малолетка) едет одна к морю, на юг — за праздником. Делает она это назло своей матери, которая (если вдуматься) тоже виновата — нашла любовь и сорвалась к новому мужу-военному на погранзаставу.

В этой обычной — по сути — киноленте много нюансов, не укладывающихся в общие схемы. Например, всё тот же крутой «кутюрье» в блескучих штанах стиля «диско» оказывается не циничным придурком, как ожидается, но добрым и понимающим парнем.

А вот московский студент архитектурного вуза — очень хорошее «комсомольское» лицо и прочие атрибуты правильности — о, тут всё напротив. Мальчик привык на югах искать лёгких отношений и смотрит на девушку Надю, как на милую лохушку и реликтовый экземпляр провинциальной барышни.

  • Отрывок взят из видеоблога автора статьи.

Но самый знаковый персонаж повествования — тунеядка-путешественница Лариса, одетая по последней моде, очень красивая и ловкая. Весьма редкостный тип в советском кино — обычно тунеядцы изображались гораздо более плоско и «дидактично».

Лариса показана с лёгкой симпатией — этакая хиппи, дитя цветов. Что-то, вроде Принцессы из «Бременских музыкантов», только трубадуры постоянно разные. Лариса — очаровательна в своей мотыльковой лёгкости. При том, что эта лёгкость не от хорошей жизни — Лариса сбежала из дома от папы-алкаша и безвольной матери.

Нигде не задерживается больше месяца, мотается по городам, ходит с малознакомыми кавалерами по ресторанам; спокойно может уехать с кем-то в отпуск, потом — так же внезапно вернуться. Девка вообще не заморачивается! «Поплывём до Одессы, а там — поглядим», - планирует она безо всякого сомнения в голосе.

  • Отрывок взят из видеоблога автора статьи.

Не то — Надя. У этой — беспрестанная рефлексия. И это — здоровое мировоззрение. У людей формата «перекати-поле» очень страшные итоги. Лично я не представляю, что будет с Ларисой даже года через три. Вообразить такую - зрелой-пожилой (а сейчас ей в районе 60 лет) и вовсе не получается.

И вместе с тем, авторы никого не осуждают. Они показывают, что так — бывает. Это очень плохой, но выбор. Это неправильно понятный смысл праздника — он (праздник) не может быть беспрестанным, а модельер говорит устало: «Я ради этого отпуска 11 месяцев вкалываю». Но девочки захотели — постоянно пребывать в угаре.

И эти праздники — чужие, а они — две рыбки-прилипалы к чужим кораблям. И что занятно — в финале, когда Надю наконец-то отыскала её мать и всё вроде бы должно закончиться «правильным путём», Лариса-мотылёк молча прощается со случайной подругой и — едет куда-то дальше...

Zina Korzina (c)