Not for sale!

Капиталистическая модель купли-продажи подразумевает быструю смену «фаворитов сезона» - моды, предпочтения, смыслы меняются так быстро, что человек с трудом поспевает за тенденциями. Только он привык к своим часам, как на рынок выбросили ещё более шикарную (точнее - актуальную) модель и, к тому же её рекламирует Голливудская Звезда. Принято выкидывать вещь раньше, чем она успеет отслужить. Моральное устаревание, форсируемое средствами массовой информации, является причиной покупки очередной новинки. Не то было в СССР. Прибыль не являлась целью. Важны были совершенно иные показатели.

На этом фото 1980-х показано, как советские женщины стоят в очереди за импортным бельём.
На этом фото 1980-х показано, как советские женщины стоят в очереди за импортным бельём.

Выполнение плана, обеспечение населения кефиром или, скажем, штанами (неважно, что именно эти штаны немодны, уродливы и сшиты из байки безумного колера)? Да. Но. Было гораздо важнее, что наш кефир и наши штаны не вредны для здоровья и в них отсутствуют вредные добавки. В западном мире главное - завлечь и продать. Отсюда постоянный поиск решений по дизайну, по сладким добавкам, по кружевным вставочкам. Потом может выясниться, что кружева - колючие, кефир с экзотическим наполнителем вызывает аллергию, а дизайнерское решение скрывало обычную и даже ненужную вещь. Главное - это утолить жажду красивого потребления, а не напоить народ кефиром N-ой жирности.

Советские вещи создавались не для того, чтобы относить пару сезонов и выбросить, а в расчёте на долговременное пользование. Отсюда все эти жёсткие туфли, крепкие швы, долгоиграющий материал. Многие вещи перешивались, перелицовывались. У вещей была иная задача - служить, а не украшать, не повышать статус. Имиджевые тенденции не вкладывались в самый смысл их производства. Сэкономить на ткани и булавках было иной раз важнее, чем создать шедевр сов.пошива. Так, знаменитые панталоны с подчёсом - этот монстр советского легпрома - создавался с целью утеплять, поэтому их внешний вид не входил в замыслы создателей.

Вместе с тем, им (создателям) уже неважно, как в этом случае будет выглядеть сама женщина. Западное нижнее бельё имело ещё и иную функцию - эротическую, завлекающую. В кинофильме «Девушки из Рошфора» молодые люди игриво говорят красивой девушке: «У вас видна нижняя юбка...». В СССР нижняя юбка - это приватный предмет, который не может быть виден, потому что его цель - создать базу для силуэта-колокол (например), но не для того, чтобы юноша воспламенялся при виде нижнего кружева... Как говорили в наше время: «Два мира - два детства».

Советское производство, впрочем, как и советское искусство (sic!) было, как бы это поточнее выразиться, not for sale в хорошем и в плохом смысле. Радиоканалы не гонялись за рейтингами, поэтому спокойно могли передавать классическую музыку и народные мотивы, изредка разбавляя Чайковского - Аллой Борисовной. Начальникам Гостелерадио было безразлично, нравится ли советским зрителям сага о добыче нефти или им гораздо больше хочется ковбойских стрелялок и полуобнажённой Орнеллы Мути. Да. У кинотеатров существовал план и его выполняли путём демонстрации французских комедий или даже советских шедевров, до сих пор считающихся культовыми фильмами.

Но многие из этих жемчужин в своё время ругали за безыдейность и халтуру. Подумаешь - кассовый сбор! Это не главное. Главное - идея, дидактика, значение. Эстрада - самый массовый, лёгенький жанр пребывала в Золушках потому, что никуда особо не звала и ничему не учила. Да. Она может приносить доход, но разве это - главное? Точно так же заводы могли производить неходовую продукцию, перевыполняя план, а народ давился совершенно за другими фасонами. С одной стороны, нас никто массово не травил яркими, вырвиглазово-малиновыми баббл-гамами, с другой - никто и не интересовался нашими вкусами.

Но маркетологи Дикого Запада не за красивые глаза получали свои доллары - они знали человеческую природу. Те оболочки и те завлекалочки, которые действовали за французских буржуа, точно так же влияли и на советского человека. Поэтому в 1970-1980-е годы бум потребления, прокатившийся по всему миру, не мог не коснуться СССР. От Zeitgetst-а никуда не денешься, он тебя достанет даже к кабине космического корабля. Человеку сделалось мало просто кефира, ему срочно понадобился кефир с банановым наполнителем.

Не просто джинсы, а конкретно LEE, не просто магнитофон, а японский Sharp. Обычный хомо-сапиенс скорее выберет яркий эстрадный номер, нежели выступление симфонического оркестра. Женщине интереснее иметь шикарный комплект белья, нежели что-нибудь тёплое-уютное-страшненькое (причём, эта женщина может никого не завлекать и быть равнодушной к сексу. Просто приятно носить богатое бельё под платьем)... И мобильники мы теперь меняем не потому, что предыдущие сломались или улетели в пропасть, а потому что новая модель уже намозолила глаза до невыносимости! Дайте уже её!

Зина Корзина (с)

https://zina-korzina.livejournal.com/564121.html