«Новогодние приключения Маши и Вити» и критика молодёжной музыки

9 January
10k full reads
1,5 min.
11k story viewsUnique page visitors
10k read the story to the endThat's 92% of the total page views
1,5 minute — average reading time

В детстве мне очень нравился фильм «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975). Его чаще всего показывали 1 января с утра, хотя, быть может, я так запомнила. Но впечатление осталось – первый день года, снегопад, бабушкины пироги, ёлка. И – Маша с Витей, которые смело отправляются в сказочный лес, чтобы спасти Снегурочку. Типовой сюжет для новогоднего представления!

Дети всегда выручали Снегурочек, Дедов Морозов или же искали Главную Ёлку страны, спрятанную Злыми Силами в подвалах Кощея. Здесь у Кощея «гостила» внучка Деда Мороза, взятая устроителями советских ёлок прямиком из грустной пьесы Александра Островского. Однако наша Снегурочка – вовсе не грустная и не тающая.

Обложка диска «Маша и Витя против ‘Диких Гитар’». Источник - https://music.yandex.ru
Обложка диска «Маша и Витя против ‘Диких Гитар’». Источник - https://music.yandex.ru

Киносказка была создана по музыкальной пьесе драматурга и сценариста Павла Финна «Маша и Витя против ‘Диких Гитар’» и эта постановка выпускалась на отдельной пластинке. Различия с фильмом – небольшие. Допустим, в первоисточнике дети идут спасать Белоснежку, и тема Нового Года отсутствует.

Но с культурологической точки зрения сейчас интересен не сюжет, а фоновые детали. В сказке орудует не то рок-группа, не то банда под названием «Дикие гитары». Вернее, это и группа, и банда – единовременно. Состояла она из Бабы-Яги, Лешего и дикого Кота Матвея.

Кадр из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975). Скриншот. Источник - YouTube.

Играли они музыку, в которой угадывались рок-ритмы. Подобные пародии звучали не впервые – всем детям были известны «Бременские музыканты» с хитами «Мы к вам заехали на час!» и особенно - «Придёт серенький волчок». Ироническое отношение к западной рок-культуре, (а заодно и к местным группам, пытавшимся играть «как в Лондоне») пронизывало не только сатирическую публицистику журнала «Крокодил»...

...Но, как видим, и детский синематограф - а он по определению считался воспитательным и социально-направленным. Да, в те годы был расцвет ВИА – вокально-инструментальных ансамблей, которые пытались занимать «молодёжную» нишу, лавируя между идеологически-верными темами и – вроде бы современным звучанием.

Карикатура из журнала «Крокодил», показывающая отношение к рок-музыке. Источник -  https://old-crocodile.livejournal.com/
Карикатура из журнала «Крокодил», показывающая отношение к рок-музыке. Источник - https://old-crocodile.livejournal.com/

Забавно, что «Дикие гитары» поют буквально следующее: «Мы – лесные ‘Самоцветы’», имея в виду, как раз, ВИА «Самоцветы», а не тот факт, что они – «драгоценные камни» в области музыки. Правда, по звучанию пародийные «Гитары» далеки от ВИА, как таковых и «Самоцветов», в частности. ВИА были официально-разрешённым заменителем рока, но заменителем спорным.

Ни в коем случае не хуже! Просто – другими. А тут именно пародия на рок. И параллель дивная: только нечисть поёт в таком стиле. Там ещё была замечательная шутка: «Ты что, не можешь доминантсептаккорд взять?!» и дальше: «На полторы октавы выше взял!» Всё-таки эти фильмы делались не только для дошкольников, но и для их родителей!

Zina Korzina (c)