О чём на самом деле фильм «Старый Новый Год»? | ЭХ, ПРОКАЧУ! | Яндекс Дзен
31 266 subscribers

О чём на самом деле фильм «Старый Новый Год»?

25k full reads
27k story viewsUnique page visitors
25k read the story to the endThat's 91% of the total page views
2 minutes — average reading time

Фильм «Старый Новый Год» (1980) настолько интересен сюжетно и перенасыщен диалогами, что мы редко задумываемся о главных героях. О двух Петях со странными фамилиями — Полуорлов (его играет Александр Калягин) и Себейкин (это роль Вячеслава Невинного).

Симпатичные мужички, унижаемые высокомерными жёнами. Один — полу-орёл, неважная птица. Второй - «всё себе». Но если бы только это. Эти упитанные мужчины ничего — по сути! - не делают, но отлично живут, хорошо едят, красиво рассуждают.

Эти упитанные молодцы неплохо устроены. Скриншот.
Эти упитанные молодцы неплохо устроены. Скриншот.
Эти упитанные молодцы неплохо устроены. Скриншот.

Один — пролетарий, второй — интеллигент. Первый - «медведям пищалки вставляет»; второй — научный сотрудник, чья тема — бессмысленна. Если бы всё было так просто — оно не влекло бы никакого рассуждения. Любой труд почётен. Да. Когда бы они его делали.

И если Петя Полуорлов хотя бы соображает, что он — пуст и оттого бесится, но примитивный Себейкин винит во всём окружающих. Он плохо вставляет пищалки. Трудится — с ленцой и тупым нежеланием. О нём сказано: работает с браком, да и не только он.

Петя плохой работник, но своё - требует.  Скриншот.
Петя плохой работник, но своё - требует. Скриншот.
Петя плохой работник, но своё - требует. Скриншот.

Постоянно таскает дочери «неликвид», вроде мягкой игрушки с «не так» пришитой головой. Это целый коллектив переводит на шлак государственное добро. И при том горланит: «Нам — наше предоставь!» Понятное дело, что Пете не надо — в вуз или в профсоюз.

Его и так неплохо кормят. Неслучайно его изображает не Брондуков, допустим (это который Федул в «Афоне»), а крупный и мощный Невинный. Да и квартиру ему дали. Просто так — от советского государства оторвали.

Работник-бракодел и, судя по репликам и действиям, любитель выпить, в полном шоколаде.  Скриншот.
Работник-бракодел и, судя по репликам и действиям, любитель выпить, в полном шоколаде. Скриншот.
Работник-бракодел и, судя по репликам и действиям, любитель выпить, в полном шоколаде. Скриншот.

Какого-нибудь слесаря или инженера обошли, а этому — вручили, пусть и не сразу, а по словам его супруги: через 15 лет не_работы. Петя беспрестанно кричит, что он, дескать, пролетарий и ему — положено. Правда, родственники ему пытаются вправить мозги насчёт «квалификации» и результатов труда, но толку — чуть.

Петя — в обидках. Особенно тонко эту папкину никчёмность ощущает дочь Лиза с её бракованным форматом «куколка Мальвина, сорт восьмой», как шутят Себейкины, правда, по иному поводу. Мужик годами клепает Мальвинку-неликвидку.

Рефлексирующий не_орёл живёт ещё круче.  Скриншот.
Рефлексирующий не_орёл живёт ещё круче. Скриншот.
Рефлексирующий не_орёл живёт ещё круче. Скриншот.

С Петей Полуорловым — сложнее и менее наглядно. Этот не-орёл живёт ещё круче и богаче — шикарно обставлен, жена-красавица, друзья не из пивнушки. И мелочи, вроде дублёнки. Полагаю, что и отпрыск обучается не в районной школе с гопотой.

...А в какой-нибудь «с углублённым изучением» нужного иностранного языка. То есть! Его отец- сытый, упакованный мужчина в дублёнке, кожаном пиджаке, при всяких благах за долгие годы ничего не выдал в пользу общества. Как и Себейкин.

Недурной импортный холодильник у неуспешного сотрудника, правда?  Скриншот.
Недурной импортный холодильник у неуспешного сотрудника, правда? Скриншот.
Недурной импортный холодильник у неуспешного сотрудника, правда? Скриншот.

О чём речь? О том, что во второй половине XX века — в любой развитой стране мира — неважно, будь то капитализм или социализм — человек-ничто мог рассчитывать на приличный уровень жизни, а в СССР ещё и на отдельную квартиру со всеми удобствами.

Индустриальная эпоха порождала трутней и бездельников, делающих ...пустоту. Или — кривых медведей. Постиндустриальный, информационный мир и того краше. Это не плохо и не хорошо — это цивилизационная данность.

Zina Korzina (c)