Очень противная девица в фильме «Карнавал»

9 February 2020

Кинофильм Татьяны Лиозновой «Карнавал» перенасыщен образами моральных уродов. В этом фильме показан жуткий, чудовищный папочка... Но меня тут заинтересовал эпизодический, но довольно яркий типаж «девочки из хорошей семьи», как это тогда называлось. Или, как нынче любят вещать: «с приличными генами». Хотя, ни семьи, ни генетики там никакой особой не наблюдалось. Просто в позднем СССР кому-то надо было занимать нишу аристократии.

Официозная интеллигенция жила хорошо и ни в чём не отказывала своим детям.
Официозная интеллигенция жила хорошо и ни в чём не отказывала своим детям.

Вот эти не_господа / не-товарищи и нарисовались. Они изумительным образом балансировали на грани диссидентства, хотя без конца выполняли гос.заказы. Тихо ненавидели советскую власть, но не умели без неё существовать. Жаждали свободы, но потом не знали что с нею делать. Да. Вернёмся к фабуле. Там в паре кадров мелькает некая уставшая от жизни Маша — дочка отцова друга. Ленивая походка, взгляд сытой и — скучающей пантеры.

Хотя, на пантеру Маша не похожа. На верблюда. Помню этот типаж — они были из поколения постарше нас, но уже безумно утомившиеся. Называли своих родителей «предками» и слегка презирали — мы видим, как девица при посторонних просит отца «не занимать телефон» - ибо ей будут звонить. Вот её звонки — это дело. А что там родители — да без разницы. Причём, в подобных семьях все домочадцы раздражали друг дружку, а на публику там изображали «фамилию с традициями».

Невероятно красноречивые взгляды, которыми одаривает девушка Маша окружающий мир...
Невероятно красноречивые взгляды, которыми одаривает девушка Маша окружающий мир...

Отцы там пахали и — пристраивали своих чад. Дети — пользовались. Но никогда или почти никогда не благодарили. Снобизм у этих мальчиков-девочек зашкаливал настолько, что они начинали заслуги своих папаш воспринимать, как личную заслугу. Имея скромные таланты, они учились в престижных вузах, а на мир смотрели, как на обслуживающий персонал. Обратите внимание, как Маша глядит на своих ровесниц из службы доставки: на её некрасивом, но гордом лице вспыхивает удивление, когда папа велит сделать чай.

Для кого?! Для людишек из «третьего сословия»? Да она и не всех мажоров за своих считает. Интересно, что этих людей, находящихся уже в солидном возрасте (им в районе 60 лет), и сейчас можно увидеть на открытии выставок или в хороших ресторанах. Они всё такие снобы и несут своё гордое имя «дочь художника такого-то» и «сын скульптора Н.», как некое знамя. Нет, в 2020-х уже нет знамён, - как бейдж, прикалываемый к лацкану.

Они и сейчас так одеваются. И лица те же имеют.  Только им лет 60, но гонор тот же.
Они и сейчас так одеваются. И лица те же имеют. Только им лет 60, но гонор тот же.

Они и одеваются в какие-то креативные шмотки (от известных дизайнеров). И у них всё такое же верблюжье выражение лиц. Иной раз такие Маши становятся хозяйками галерей или салонов торгующих антиквариатом. В искусстве они понимают мало, любят его ещё меньше, зато привыкли к тусовкам, к своей недвижимости в центре Москвы. К самоощущению «Я — это не ВЫ».

Zina Korzina (c)