Пародия на интеллигента в фильме «Влюблён по собственному желанию»

12k full reads
14k story viewsUnique page visitors
12k read the story to the endThat's 86% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Кинофильм «Влюблён по собственному желанию» (1982) можно назвать энциклопедией поздне-советской жизни. При всей незамысловатости этот сюжет перенасыщен образами и смыслами, характерными для начала 1980-х годов. Обычно все следят за развитием вялой лав-стори, хотя она тут не самое интересное. И даже не самое главное. Тут важны фрагменты и детали, из которых собрана картина. Вот ряд забавных сцен, где главная героиня знакомится с худосочным интеллигентом, рассуждающим о Ренессансе.

Умничанье, игра слов, заученность болтовни. Скриншот.
Умничанье, игра слов, заученность болтовни. Скриншот.
Умничанье, игра слов, заученность болтовни. Скриншот.

О, вы же Мадонна работы Джотто! «Образ, рисунок, субстанция души...», - говорит потёртый кавалер и тут же приглашает Веру Силкову к себе домой. Произносит красивые банальности: «Вы не ширпотреб — вы инд-пошив», то есть индивидуальный пошив в ателье, что гораздо дороже. Типичный представитель тогдашней «образованщины», как назвал эту категорию Александр Солженицын. Хватание по верхам, словоблудие, ощущение себя аристократами духа.

Замшевый пиджак в те времена считался символом хорошей жизни. Скриншот.
Замшевый пиджак в те времена считался символом хорошей жизни. Скриншот.
Замшевый пиджак в те времена считался символом хорошей жизни. Скриншот.

«Не правда ли, Моцарт — это вдох, а Бетховен — выдох?» - вопрошает эстет и видно, что фраза эта — давно заучена. То есть произносилась не один раз, а — бессчётно. Репродукции классики на стене, бюст Нефертити, жостовские подносы и, наконец, главнейший символ «застойной» интеллигент-элиты. Та-дам! Ствол берёзы в городской квартире. Поиски истоков и сермяжной посконности. Разумеется, острейшее желание выпить.

Берёзонька, как символ истоков и сермяжности. Скриншот.
Берёзонька, как символ истоков и сермяжности. Скриншот.
Берёзонька, как символ истоков и сермяжности. Скриншот.

Креативно-импортная подставка-бар в виде глобуса. Земной шар и — вдруг хранилище для коньячных бутылок. Всё — рядом. Типаж, многажды описанный Сергеем Довлатовым, чей круг знакомых состоял примерно из таких вот не_юных хиппи, уважающих сорокаградусные жидкости и разговоры о «высоком». Но более всего персонаж изумился отказу Веры прям тут же переспать с ним. Не зная имён друг друга, судя по всему. Великолепно сыграно: «Вы что, издеваетесь?»

Бутылки - внутри ...земного шара. Символично. Да, слева там - чудесный дятел. Скриншот.
Бутылки - внутри ...земного шара. Символично. Да, слева там - чудесный дятел. Скриншот.
Бутылки - внутри ...земного шара. Символично. Да, слева там - чудесный дятел. Скриншот.

Он реально рассчитывал на постельное продолжение знакомства. Привычка. Но и это не так изумляет, как относительная обустроенность его быта — да, он живёт в коммуналке, но в старинном доме с замысловатым расположением комнат. На нём очень дорогой замшевый пиджак. Имеются джинсы. Обиталище тоже не особо захламлено. Он не так уж плохо устроен при Советской Власти. Работает где-нибудь оформителем на полставки, тусуется, побухивает.

Привычка сразу переходить к делу, то есть к телу. Скриншот.
Привычка сразу переходить к делу, то есть к телу. Скриншот.
Привычка сразу переходить к делу, то есть к телу. Скриншот.

Время от времени приводит к себе интеллигентных женщин — поговорить о Моцарте и Джотто, выпить, заняться любовью. И — никакой персонально-коллективной ответственности. Судя по тому, что сразу перешёл к поцелуям и намёкам, с дамами у него особых проблем не возникало. Поэтому любитель Ренессанса и выпивки так испугался, когда Вера заорала. Не ожидал. Кстати, именно такие люди более других «потерялись» в грядущих 1990-х, хотя, им поначалу казалось, что настала долгожданная свобода.

Бегство Силковой по сложным коммунальным коридорам. Художник явно не рассчитывал на такую истерику. Скриншот.
Бегство Силковой по сложным коммунальным коридорам. Художник явно не рассчитывал на такую истерику. Скриншот.
Бегство Силковой по сложным коммунальным коридорам. Художник явно не рассчитывал на такую истерику. Скриншот.

Нигде и никогда, кроме как в эпоху Застоя, такие художники-болтуны-оболтусы не пользовались всеми привилегиями бытия: расслабленно и сыто жили, получали кое-какие заказы, умничали под водочку, обнимали вполне доступных женщин — из работниц НИИ, желавших приобщиться к миру искусств. А потом — пшик. Капитализмус. Да и витиеватость слога перестала волновать мимолётных подруг. Заказчиков - тоже. С одной стороны, этих людей безумно жаль, а с другой...?

Зина Kорзина (с)