Перестройка-1985: бунт из-за упаковки

Упаковка - не в смысле даже обёртка от конфет или флакончик от духов, а в более широком смысле. Упаковка в социально-философском смысле. В те годы, когда упаковка в Советском Союзе была красивая или стильная,...СССР не был совком. Да, сейчас модно верить, что народ в 1985 году не хотел Перестройки. Так, из комментариев я узнала, что джинсами бредили самые лохи, что буржуйская попса считалась полным отстоем, да и вообще передача «Сельский час» была не то, чтобы смотрибельной, но даже весьма интересной.

Но так ли это было? В 1980-х? Дизайн и стилистика 1920-х были дерзкими и динамичными, поражали своей новизной, то есть упаковка радовала глаз. Над дизайном трудились гении с мировым именем, вроде Эля Лисицкого, которого на Западе сейчас знают даже лучше, чем в России. Моду создавали - бывшая царская портниха Надежда Ламанова, скульпторша Вера Мухина и художница Александра Экстер. Советскому конструктивизму рукоплескал весь мир, включая Ле Корбюзье.

Магазин 1950-х и 1970-х: почувствуйте разницу.
Магазин 1950-х и 1970-х: почувствуйте разницу.

Советские-тридцатые тоже невероятно эстетичны - неоклассика, портики, колонны, белокурые атлеты, парашюты в синем небе, белое и красное, сирень и солнце. Рабочий и Колхозница на выставке 1937 года. И - стильные буквицы в духе школьных прописей. Уютные 1950-е - время типовой застройки, но при этом - эпоха шикарного дизайна. Все эти неподъёмные кулинарные книги с умопомрачительными блюдами, вроде шофруа или парфе, открытки с щекастыми пионерами, фестивальные буклеты с модными девушками (талия - в рюмочку!), флакончики от духов, гораздо более роскошные, чем, собственно, содержимое.

А вот и 1960-е - точность линий, лаконичность силуэта, рубленые, но, вместе с тем, лёгкие формы, скорее очертания, чем прорисовки, тонкие ножки столиков, тонкие ножки девушек. Дизайн снова на высоте - он современен, романтичен, прост. Но вот наступили 1970-е с его снулыми героями, ...с бестолковой упаковкой, которая год от года становилась всё скучнее и тусклее. Пыльные витрины с выставленными напоказ банками морской капусты, таблички «Бакалея» и «Мясо-Птица», светящиеся неоновые буквы «РЫБА», из которых очень часто не горела одна из букв. Помню, как два года подряд магазин назывался, собственно «ЫБА», смущая меня непонятным словом. Мне было пять лет и я любила определённость.

Советский дизайн годами оставался неизменным.
Советский дизайн годами оставался неизменным.

Западные каталоги мод и прочие Бурды-Моден, а также буклеты с промышленных выставок, показывали, что дизайн в мире развивается семимильными шагами. Даже в странах СЭВ, даже в Болгарии и в Польше. Их журналы выглядели шикарными, а упаковки косметики - соблазнительными. А вот в Стране Советов в 1970-х всем стало дружно наплевать на оболочку. До этого не было плевать, а тут вдруг стало. Откуда-то появились страшноватые пачки с мукой и гречкой, тонкая, примерзающая к изделию, бумажка от эскимо по 20 копеек, некрасивые, тяп-ляп состряпанные вещи ширпотреба. У меня были западные каталоги.

Но лично мне гораздо больше нравилось листать журналы и перебирать открытки 1950-х годов, любоваться блондинами 1930-х и 1940-х в кино и в семейном альбоме. Моя ностальгия по СССР началась задолго до развала самого СССР. Там, тогда всё было красиво, хотя народ в массе своей жил куда как беднее. А в 1970-1980-х - сплошная «Бакалея» и совершенно неприличный восторг по поводу буржуйских наклеек, примочек, нашлёпок. И - джинсов с мафонами. У них, там, в Буржуинстве советского мужика рисовали жестоким, белокурым и светлоглазым - Дольфом Лундгреном (пусть и красных трусах, которые его совершенно не портят). Нас кормили милыми неудачниками, знающими аккорды и четверостишия. А по идее мы должны были создавать своих суперменов.

А западный мир поражал яркими красками...
А западный мир поражал яркими красками...

По моему, народ массово захотел жить при капитализме потому что там было именно красивее. Когда тут было не менее, а местами даже и более красиво, никто о такой ерунде не помышлял. А когда упаковка - в широком смысле этого слова - ужасна или же нелепа, глаза тут же начинают шарить в поисках красивого предмета. Проще всего было найти наклейку с буржуйской тёткой, заметку из тамошнего каталога машин, банку из-под ихнего пива, и даже обычный пластиковый пакет с иноземными буковками, который не могла освоить лёгкая промышленность. У меня в школе украли целых два таких - с Мальборой. Причём, хорошие туфли не тронули, а бросили. Стало быть, были нужны не вещи, а идеи вещей, упаковки, обёртки.

Помню, как мои подруги давились ядрёными конфетами с ликёром. Но ели. Потому что - супер. Советские конфеты были гораздо лучше, но обёртка была либо устаревшей, либо страшной. А ещё я помню какую-то растворимую отраву немыслимо-оранжевого цвета, которую приволокла мама. На шикарно оформленной банке было сказано, что это оранжат. Мы с девками это разводили и хлебали из высоких ГДР-овских стаканов для коктейля. Вкус - непередаваемая гадость, но - упаковка. Большинству людей очень важно то, как, не предмет, но метод. Форма столь же важна, как и содержание. В 1920-1960-х это понимали. Потом это ушло. А потом ушёл и СССР.

Зина Корзина (с)

https://zina-korzina.livejournal.com/711610.html