Почему Афоня пьёт?

21 March 2019

Многие почему-то говорят, что причиной его запоев является «отрыв от корней» и неумение вписаться в городское пространство. Тогда — в 1970-х — начали говорить о «маргиналах», причём не в качестве осуждения таковых, а пытаясь понять: как быть с теми, кто порвал с деревней и не смог стать городским. Обычно такие люди считали признаком «города» танцы, быстрые и необязательные знакомства, погоню за модой, а вовсе не музеи и библиотеки. Но Афоня — это несколько об ином.

Он пьянствует из-за неудовлетворённых амбиций, а они у него ого-го.
Он пьянствует из-за неудовлетворённых амбиций, а они у него ого-го.

Он пьянствует из-за неудовлетворённых амбиций, а они у него ого-го. Разве он считает Kатю Снегирёву себе ровней? Так, смешная и неловкая девочка. Его «уровень» - та богатая и шикарная дама, что снисходительно соглашается на импортную мойку. А он-то не понимает, что его воспринимают, как обслугу, каковой он и является. Но в своих-то грёзах он — нечто иное. Не Афоня. А кто-то другой. Kто сделал то, что не смог Афанасий Борщов. Он печально не монтируется сам с СОБОЙ-идеальным.

Разве он считает Kатю Снегирёву себе ровней? Так, смешная и неловкая девочка.
Разве он считает Kатю Снегирёву себе ровней? Так, смешная и неловкая девочка.

Неслучайно он постоянно видит в окне тренирующегося штангиста. Вот это его — Афони — образ идеала. Здоровье и свежее дыхание утра. Судя по всему, он когда-то неплохо играл в команде, если Катя Снегирёва его помнит чуть не с детства. И не деревня тут причиной — он давно в городе, лет 12-13 точно, успел проявить себя в спорте и — уйти из него. В сантехники. Немодная профессия. Некрасивая судьба. Не те приборы. Не те ароматы. Вот — болевая точка.

Его «уровень» - та богатая и шикарная дама...
Его «уровень» - та богатая и шикарная дама...

Он, кстати, неплохой специалист — он всё делает отлично, когда хочет (или платят трёшку), или — влюблён. Если ты не умеешь чинить унитазы и краны (примусы, микроскопы, скрипки Страдивари), то тебя хоть озолоти — не сумеешь. А тут человек с руками и головой. Просто это не его мечта, а его падение. Я как-то уже писала, что «Афоня» и «Влюблён по собственному желанию» - это фильмы-братья, только во второй ленте антитеза спорт/амбиции VS тягло работяги/алкоголизм заявлена куда как более сильно. Точнее, сделана главной линией.

Он именно, что — Вольдемар. В своих мечтах. И не в мечтах даже, а в своей «картине мира».
Он именно, что — Вольдемар. В своих мечтах. И не в мечтах даже, а в своей «картине мира».

В «Афоне» всё затмевается деревенским мотивом. Мол, деревня вылечит, а скромная Kатя — поможет. А он уже не сможет. Он был, если не чемпионом, то — слегка знаменитым. Его узнавали. Ему на шею вешались роскошные девицы, как всегда бывает с симпатичными спортсменами. Он и, будучи афоней, не утратил интерес к интересным женщинам, моде, поездкам на курорт (там, где он прыгнул в фонтан, назвавшись Вольдемаром). Он именно, что — Вольдемар. В своих мечтах. И не в мечтах даже, а в своей «картине мира». Несоответствие СЕБЯ — себе.

Зина Kорзина (с)