Почему у куклы Барби такая внешность?

2 August 2019

Все видели куклу Barbie и все в курсе, как гипертрофированно она выглядит — слишком большая грудь, чрезмерно тонкая талия, широкие плечи и округлые бёдра. И, конечно, классическая Барби — непременно блондинка. Да, если и брюнетки, и рыженькие, и темнокожие, но самая популярная разновидность — именно голубоглазая, светловолосая, с розовыми губами. Это — тот самый привычный вариант, созданный в 1959 году на фирме Matell.

Сувенирная немецкая кукла Лилли и американская детская игрушка Барби.
Сувенирная немецкая кукла Лилли и американская детская игрушка Барби.

Многие так же в курсе, что Барбара — это некое продолжение немецкой сувенирной куклы Lilli, героини комиксов издания Bild. Лилли была этакая разбитная и нагловатая девушка послевоенной Германии, не стеснявшаяся заводить ухажёров (в своё время доводилось читать статью на немецком языке о том, что задорная Лилли противопоставлялась более старшему «тоталитарному» поколению, росшему в строгости и нацистском целомудрии). Но Барби совсем не Лилли. Это - хорошенькая девушка, мечтающая о замужестве.

Kомиксы о приключениях Лилли.
Kомиксы о приключениях Лилли.

Но почему и Барби, и Лилли, и многие силуэты журналов мод выглядели именно так? Вызывающие формы и белокурый цвет волос. То был общественный «заказ», порыв 1950-х, когда в моду вошли женщины с мягкими светлыми волосами и преувеличенно-женственными параметрами — талия должна была быть слишком тонкой, ноги — точёными, а всё остальное — пышным. Дамочка-пирожное. Возник феномен Мэрилин Монро, игравшей чарующих цыпочек, созданных для яхт, вилл и, разумеется, бриллиантов.

Фотомодель Бетти Бросмер.
Фотомодель Бетти Бросмер.

Существовали типажи чуть грубее — к примеру, Джейн Менсфилд или pin-up-модель Бетти Бросмер с умопомрачительной фигурой: 97-46-91. Такой типаж соответствовал социальному ожиданию послевоенного успокоения — никакой спортивности и активности (это прочно ассоциировалось с предвоенными физкультурницами и последующей бойней). Только роскошь, капризы, флирт, раннее замужество, а потом — уютный дом с кучей таких же очаровательных ребятишек. Её забота - хранить очаг и беречь ...фигуру. Остальное сделает муж.

Мэрилин Монро и Джейн Менсфилд.
Мэрилин Монро и Джейн Менсфилд.

Человечество отдыхало, глядя на глупенькую, милую, фигуристую цыпочку, которой не нужен бином Ньютона. По экранам порхали многочисленные девушки, ищущие миллионеров. Они были глуповаты и — добросердечны. Им только и хотелось вашу яхту. И вашу любовь. В дамских журналах пестрела реклама помад, мыла, автомашин и средств для ухода за мебелью — всё это демонстрировали разнообразные Мэрилин и Барби (она же Лилли, Бетти Бросмер, Джейн Менсфилд, etc). Они владели умами мужчин, а мужчины владели миром.

Американская реклама 1950-х годов.
Американская реклама 1950-х годов.

Да, становилось всё больше карамели, сортов мороженого, слоёных пирожных с черничным и вишнёвым джемом. Каждая девочка мечтала о Барби, чтобы стать потом владелицей розового дома с розовой спальней. И — непременных бриллиантов. Если получится. Эра душечек и подушечек закончилась довольно быстро, но фигура и сам тип куклы Барби остался неизменным. Видимо, тут заложено что-то подсознательное — в любые времена идеалом остаётся податливая женщина с параметрами Бетти Бросмер, умеющая выпекать шоколадный торт.

Джейн Менсфилд и Бетти Бросмер в образе хозяюшек.
Джейн Менсфилд и Бетти Бросмер в образе хозяюшек.

P.S. Поэтому феминистки и ненавидят Барби, как символ их личного унижения, что ли. Не лучше ли относиться к этому с юмором?

Zina Korzina (c)

Статья по теме: УЮТНЫЙ АД.