Половая мораль предвоенного СССР

После Революции была жуткая коллонтаевщина — не возбранялось уводить мужчину (или женщину) из семьи, жениться на пару-тройку месяцев, спать с кем попало, рожать от первого встречного, а в кинокартине «Третья Мещанская» глав-героиня — вполне сознательная женщина живёт сразу с двумя сознательными комсомольцами (Николай Баталов и Владимир Фогель), а потом они долго выясняют, кто же из них — отец будущего ребёнка. На фото - сцена выяснения. Мальчики в растерянности.

В фильме  «Третья Мещанская» глав-героиня — вполне сознательная женщина живёт сразу с двумя сознательными комсомольцами.
В фильме «Третья Мещанская» глав-героиня — вполне сознательная женщина живёт сразу с двумя сознательными комсомольцами.

Правда, Людмила бросает их обоих и уезжает куда-то на поезде. В те годы спокойно говорилось об абортах и так называемой «гигиене половой жизни», хотя, какая же тут гигиена - ménage à trois — это само по себе нечистоплотно. К середине 1930-х – закрутили гайки. Параллельно шло восстановление семейных ценностей. Быть общей женой у двух комиссаров (или мужем трёх парт-активисток) сделалось вдруг некомильфо.

В фильме  «Третья Мещанская» героиня Людмила даже не знает, от кого она беременна.
В фильме «Третья Мещанская» героиня Людмила даже не знает, от кого она беременна.

Девушки активно потащили своих комсомольцев в ЗАГС. Но иногда не дотаскивали. Так и жили. Не расписанные. В этой связи интересен знаменитый, даже культовый, кинофильм «Моя любовь», снятый накануне войны. По сюжету прелестная Шурочка (секс-бомба предвоенного СССР - Лидия Смирнова) - эталонная советская девушка - усыновляет ребёнка-родственника и, дабы сохранить тайну усыновления, делает вид, что это она его сама родила. От кого - неясно.

У героини фильма «Моя любовь» на туалетном столике - фотографии сразу двух кавалеров.
У героини фильма «Моя любовь» на туалетном столике - фотографии сразу двух кавалеров.

Этот вопрос начинает будоражить весь коллектив - кто же отец ребёнка? Обсуждение - да, но осуждение не показано, его будто бы и нет. Всех волнует реальный виновник, а ребёнок, даже если он родился вне брака - это по любому счастье. Шурочка молчит. Её никто не травит. И вот момент истины - красивый брюнет VS миловидно-простоватый блондин. Оба влюблены в Шурочку. Только один ревнует и бесится, а другой готов принять порушенную девушку со всем «приданым».

Шурочка скрывает, что усыновила племянника. Для общества она - девушка, родившая без мужа.
Шурочка скрывает, что усыновила племянника. Для общества она - девушка, родившая без мужа.

Кого выбирает Шурочка? Того, кто ей верит и готов принимать. На чьей стороне советский строй? На стороне матери - на стороне любой матери. Ещё более замечателен сюжет, рассказанный классиком советского кино — Иваном Пырьевым в очень похожем фильме «Любимая девушка». Варюша - героиня Марины Ладыниной — ясноглазая комсомолка и отличная работница — беременна от симпатичного токаря-передовика Василия (его играет Всеволод Санаев). Они не женаты. Но, повторюсь, Варя — в положении.

Кстати, у Вари есть и второй кавалер - именно он изображён на афише, а не отец её сына.
Кстати, у Вари есть и второй кавалер - именно он изображён на афише, а не отец её сына.

Это нормально для весёлой советской молодёжи. Токарь не прочь жениться, но его любимая-беременная-девушка постоянно с ним ссорится. Трудовой коллектив точно так же не осуждает, поздравляет, обожает. В финале Варя и Василий решают жить вместе. Кстати, у Вари есть и второй кавалер. Вообще, в предвоенные годы транслировалось, что мораль и секс - не пересекающиеся смыслы. Аморально - оставлять женщину одну с ребёнком. Но спать с ней без росписи - нормально.

Зина Корзина (с)