Родители Дяди Фёдора, как социальный феномен

24 November 2019
63k full reads
1,5 min.
68k story viewsUnique page visitors
63k read the story to the endThat's 92% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Рассматривать я буду не книгу Эдуарда Успенского, а именно мультфильм. Родители Дяди Фёдора производят странное впечатление, пока не вспоминаешь, что они — типичные, даже канонические шестидесятники.

То есть люди самостоятельные и не особо «семейные», что называется. Да, завели ребёнка на излёте «космического десятилетия» и по сути занялись своими делами — в реале такие браки вообще не держались в те годы.

Папа до сих пор верен своему образу — тот самый фасончик спортивно-походного свитера, в том числе, на работе - если вы помните, родители появляются на пороге квартиры после рабочего дня.

Папа, как все типические шестидесятники, носит свитер и бороду, а мама- очочки. А ещё - по старой студенческой привычке, папа носит продукты в портфеле. Скриншоты. Источник - YouTube.
Папа, как все типические шестидесятники, носит свитер и бороду, а мама- очочки. А ещё - по старой студенческой привычке, папа носит продукты в портфеле. Скриншоты. Источник - YouTube.
Папа, как все типические шестидесятники, носит свитер и бороду, а мама- очочки. А ещё - по старой студенческой привычке, папа носит продукты в портфеле. Скриншоты. Источник - YouTube.

Союзы шестидесятников носили несколько матриархальный характер — женщины «взрослели» и серьёзнели быстрее своих мужей, долгое время остававшихся романтиками.

К слову, многие семьи распадались от дисбаланса притязаний: умудрённой жене хотелось на курорт (что мы и видим в одной из серий), а вечно-молодому супругу — в Простоквашино, где рыбалка и плащ-палатка.

А если отвлечься от сказочной реальности и данного мультфильма — то мужики и водка. Очкастая мамочка — типовая работница НИИ, папа — тоже. При том, что оба, скорее всего, не сделали карьеру.

В подобных союзах женщина быстро становилась брюзгой, точнее - взрослой тёткой, тогда как мужчина оставался романтическим пацаном-романтиком. Скриншоты. Источник - https://kinofilm.ws/
В подобных союзах женщина быстро становилась брюзгой, точнее - взрослой тёткой, тогда как мужчина оставался романтическим пацаном-романтиком. Скриншоты. Источник - https://kinofilm.ws/
В подобных союзах женщина быстро становилась брюзгой, точнее - взрослой тёткой, тогда как мужчина оставался романтическим пацаном-романтиком. Скриншоты. Источник - https://kinofilm.ws/

Непонятно выглядит фрагмент с выступлением мамы на Новогоднем Огоньке зимней серии, ибо в первых частях нет ни единого упоминания об артистической деятельности.

Фраза насчёт того, что «некуда носить вечерние платья» вовсе не монтируется даже со скромной певческой ставкой в какой-нибудь филармонии. Но есть нюанс - это самодеятельность.

Вот очень важный маркер — воспитание очень самостоятельного сына, именуемого с детства — Дядей Фёдором. Идёт перекличка с типичным шестидесятническим обращением - «старик» по отношению ко всем приятелям.

Картина, загораживащая дырку - в стилистике сезаннистов, модных в СССР 1960-х. Папа курит трубку, как Хэмингуэй - любимый автор шестидесятников.
Картина, загораживащая дырку - в стилистике сезаннистов, модных в СССР 1960-х. Папа курит трубку, как Хэмингуэй - любимый автор шестидесятников.
Картина, загораживащая дырку - в стилистике сезаннистов, модных в СССР 1960-х. Папа курит трубку, как Хэмингуэй - любимый автор шестидесятников.

Даже культового писателя — Эрнеста Хэмингуэя ребята именовали «старик Хэм». Это был признак особого доверия. К своим детям шестидесятники часто относились, как к равным, как к собеседника.

Поэтому — да, конечно, надо искать, но наш Дядя Фёдор не пропадёт... Да, Хэмингуэй — это борода, трубка и свитер. Иные шестидесятники никак не могли отвязаться от этого модного образа своей молодости и продолжали изображать «старика Хэма», как 10 лет назад в студенческом общежитии.

Равнодушно-спокойное отношение к быту — на обоях дырка, но её можно завесить картиной. И стилистика натюрморта — узнаваемая. Так называемый «суровый стиль» с упором на сезаннистов. А ещё этот типаж Солженицын звал «образованщиной»...

Zina Korzina (c)