Розовый, как антипод чёрного

Принято считать, что антипод чёрного цвета - белый. Ничуть не так, ибо антипод чёрного - розовый. Чёрный и белый - это предельная серьёзность, это классика жанра, это клавиши рояля и шахматная доска. Чёрный и белый выбирают те, кто способен принимать на себя ответственность. Это власть и тайна: с одной стороны - бархатная чернота Космоса и ночи, с другой - Снежная Королева и мистерия льда. Это цвета-побратимы, но никак не антиподы. Им противостоит розовый - цвет невероятно девичий, наивный, бисквитно-конфетный и даже - детский.

1. Реклама Dior из журнала 'Glamour'. 2007  г. 2. Одри Хепберн. 3. Фотомодель 1950-х гг. Дориан Ли в рекламе Revlon.
1. Реклама Dior из журнала 'Glamour'. 2007 г. 2. Одри Хепберн. 3. Фотомодель 1950-х гг. Дориан Ли в рекламе Revlon.

Девочка в розовом платье - это такое же литературное клише, как джентльмен в чёрном или загадочная женщина в белом. Ребёнок в чёрном - трагедия, кадр из фильма ужасов. Старушка в розовом - тоже трагедия и тоже траур. Похороны вкуса. Первое выглядит страшным, второе - жалким. «-Вы слышали, и Мальтищева, - не дочь, а мать, - шьет себе костюм diable rose...», - значит мир сошёл с ума, если зрелая дама, у которой дочь выходит в свет, шьёт себе костюм цвета rose.

 В XVIII веке - культ розового. 1. Франсуа Буше. Портрет маркизы де Помпадур. Фрагмент. 2. Анри Гийомо. Мари Гимар в балете. 3. Александр Рослин. Портрет Анастасии Трубецкой. Фрагмент.
В XVIII веке - культ розового. 1. Франсуа Буше. Портрет маркизы де Помпадур. Фрагмент. 2. Анри Гийомо. Мари Гимар в балете. 3. Александр Рослин. Портрет Анастасии Трубецкой. Фрагмент.

У розового - множество оттенков и никаких тайн. У чёрного - всё наоборот. Оттенки чёрного? Разве что выдуманный литераторами иссиня-чёрный для воспевания испанских локонов или цыганских кудрей. Розовый же - многолик и при этом прост, даже примитивен. Его любят девочки, начинающие рисовать принцесс или одевать кукол Барби, это первый, почти инстинктивный жест в сторону кокетства, зарождающейся женственности и дамского лукавства. Это цвет девичьего каприза, нежной прелести, кукол, игр.

1 и 3 - Модные картинки 1900-х гг. По центру - Франсуа Буше. Портрет маркизы де Помпадур. Фрагмент.
1 и 3 - Модные картинки 1900-х гг. По центру - Франсуа Буше. Портрет маркизы де Помпадур. Фрагмент.

«Затем, конечно, он любил на даче ту самую Зою в розовых чулках феи, с которой даже целовался возле кадки с водой...», - герой Валентина Катаева хорошо помнит именно эту деталь карнавального костюма. Девочки любят розовое, мальчики реагируют на розовое. Этот цвет начисто лишён серьёзности, поэтому именно он - антипод вечно-серьёзному чёрному. Но именно розовый может стать символом пошлости и дурного вкуса. Хрестоматийная гламурная дива, глупость которой вошла в анекдоты, будет непременно в розовом, со стразами или ещё какими-нибудь пёрышками. Это стандарт, заложенный давным-давно.

В 1920-х годах розовый постоянно фигурирует в качестве актуального цвета.
В 1920-х годах розовый постоянно фигурирует в качестве актуального цвета.

Розовое платье с зеленым пояском мы видим и на мещанке, а точнее - на самке Наташе в чеховских «Трех сестрах». Зелёное на розовеньком - как маркер, ибо Ирина - в белом, Ольга - в синем, а Маша - в чёрном. Печальная строгость противопоставлена суетливой глупости, плотскости, низменности вкусов и желаний. Розовый может украсить, а может уничтожить. Чёрный идёт всем, розовый - практически никому, кроме хорошеньких девочек и не менее хорошеньких дев. Кукольное лицо и очаровательные манеры - непременны. Девчонка-хулиганка, оторва, маленькая разбойница в розовом платье? Невозможно.

1. Кадр из фильма 'Джентльмены предпочитают блондинок'. 2. Кадр из фильма 'Разные судьбы'.
1. Кадр из фильма 'Джентльмены предпочитают блондинок'. 2. Кадр из фильма 'Разные судьбы'.

В 1920-х годах розовый постоянно фигурирует в качестве актуального цвета. Казалось бы, эпоха графичности, конструктивизма, чёрного платьица от Коко Шанель. А вот и нет! Розовый оказывается одним из любимых цветов. И даже так: «Розовое платье, лёгкое, как шелуха, взлетело над ногами, показав Кавалерову свою прозрачность...» В 1930-х великая Скьяпарелли удивила всех своим shoking pink-ом. В 1950-х были популярны все оттенки розового, а в кинофильме «Забавная мордашка» героиня - главный редактор модного журнала - поёт целый гимн розовому цвету: 'Think Pink!'

1 и 3 - фотографии из журнала 'Burda Moden' 1989 г. В центре - знаменитый лейбл Эльзы Скьяпарелли и её шокирующий-розовый 1930-х гг.
1 и 3 - фотографии из журнала 'Burda Moden' 1989 г. В центре - знаменитый лейбл Эльзы Скьяпарелли и её шокирующий-розовый 1930-х гг.

Мэрилин Монро, утверждая, что лучшие друзья девушек - это бриллианты, облачена в провокационно-розовое платье. Даже в советском фильме «Разные судьбы» эгоистичная красавица Татьяна появляется в розовом, с бантом на бедре, платье. В следующий раз все эти shoking pink-и и даже diable roses бурно проявят себя в 1980-е, когда их будут беспощадно смешивать с чёрным и - с зелёным (привет, мещаночка Наташа!), когда розовые тени станут популярнее серых или коричневых, а сапожки-луноходы для дам будут создаваться именно бледно-розовые.

В конце 1990-х молодых девушек поразила эпидемия гламура...
В конце 1990-х молодых девушек поразила эпидемия гламура...

В конце 1990-х молодых девушек поразила эпидемия гламура. Розового стало так много, что «в высоком лондонском кругу...» его стало принято считать прямо-таки vulgar. Девочки-Барби демонстрировали свои не слишком здоровые, но профессионально тюнингованные и точёно-зафитнесованные тела, обтянув их тесными розовыми платьицами. Но потом чарующая Пэрис сделалась взрослой и даже стала предпочитать шанелево-сенлорановые чёрные платья, а гламур умер под влиянием мирового кризиса. Розовый гламур оказался тактично изгнан со страниц гламурной же прессы.

Наряды для кукол Барби.
Наряды для кукол Барби.

Конечно же, если отъехать от Большого Города километров на ...дцать, вы ещё сможете увидеть в местном клубе всю ту же классику жанра, так сказать, весну жизни. Как сказал великолепный Остап, правда по иному поводу: «В центре таких субтропиков давно уже нет, но на периферии, на местах - ещё встречаются...» Розовый цвет может раздражать, как раздражает он девочек-нонконформисток. Разве что это будет эмо-розовый. Его можно игнорировать. Его можно любить, как любила его всю свою долгую жизнь писательница Барбара Картленд. Его можно предпочитать на других, но не носить самой ...он может нравиться, как цвет в живописи или цвет садовых растений.

Зина Корзина (с)

https://zina-korzina.livejournal.com/584246.html