39,6K subscribers

Рудольф - неудачник

46K full reads

Когда обсуждаем и - осуждаем Рудольфа, антигероя мелодрамы «Москва слезам не верит» (1979), мы редко задумываемся вот о чём. О его итогах. В первой серии он «полюбил» Катю, ибо считал, что этот брак введёт его в профессорские круги; во второй серии он же принялся по новой «свататься» к женщине, некогда им брошенной. Тот факт, что она лишь выиграла от его поступка – вопрос десятый. Сегодня мы поговорим о нём и его судьбе - а она просматривается великолепно. Он-то что-нибудь вылепил из своей жизни? С чем подошёл к зрелости?

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979).
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979).

Смотрите – в 1958 году это был перспективный мальчик из развивающейся отрасли. Помните, он говорит, что для телевизионщиков не придумали ещё вузов? Он – оператор на телевидении. Ездит на съёмки. Всегда в гуще событий. Модный, симпатичный, из небогатой, но вполне приличной семьи, не так давно перебравшейся из коммунальной квартиры в типичную хрущёвку (вот тут я разбираю его «квартирный вопрос»). Его мать чётко проговаривает больную для неё тему: они вдоволь натерпелись по коммуналкам…

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979).
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979).

Парень захотел повыше прыгнуть. Ну, хорошо. А результат? Катя встречает всё того же Рудольфа, у которого поменялось лишь имя с эстетского - на исконное (кстати, об этом – здесь). Нет, у него шикарная кожаная куртка ещё и великолепный синий тренчкот, но это – частности. Он что, стал руководителем канала, крупным тележурналистом или ещё каким боссом на ТВ? Не-а. С камерой так и ездит по заводам и фабрикам. Снимает всю ту же Катю. А вот она – взлетела. Из робкой комсомолочки, не знавшей, куда девать руки, она превратилась в красивую и жёсткую даму.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979).
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979).

Итак! Рудольф-Родион вообще не сделал карьеру. Он - лузер. Неслучайно сетует, что жизнь как-то по-дурацки прошла и «всё казалось не живу, а так, черновик пишу». Имеются в виду не только два развода и отсутствие детей, но и всё остальное. Наверняка Рудольф даже в институт не пошёл – сначала «телевизионщиков нигде не готовили», а потом время ушло. Все двадцать лет фиксирует он чужие победы. Разве что камера модернизировалась. И вот заявился к своей «бывшей». К очень_бывшей. Потому что она – директор и моложавая леди (но второе не так важно, как первое).

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979).
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979).

Будь она такой же «героиней труда» в спецовочке – он бы даже не сделал вид, что узнал. А так – престижная мадам. Скорее всего, у него и квартирка всё та же. А тут – крутые хоромы. Не высотка, разумеется, но в доме улучшенной планировки. Что забавно – Рудольф почти уверен, что «разбитую чашку», о которой он говорил в первой части, всё-таки можно склеить. Он же не из-за желания видеть свою дочь пришёл на то свидание – все его помыслы максимально прозрачны. Сначала – дочь. Потом – ...а давай склеим чашку? И ещё этот вечный мальчик очень боится одинокой старости!

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979).
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979).

P.S. А телевидение так и не стало ведущей инфо-средой - у нас нынче везде один Интернет! И здесь Рудику облом-с.