Самая большая странность фильма «Москва — Кассиопея»

15 June 2020

Дилогия «Москва — Кассиопея» и «Отроки во вселенной» перенасыщена загадками и двойными-тройными смыслами. Но есть одна примечательная деталь, которую все (я уверена!) замечают, но при этом — воспринимают, как нечто само собой разумеющееся. Это факт согласия родителей на звёздную экспедицию, из которой их дети никогда не вернутся. Точнее, вернутся, но не при их — родителей — жизни. Там с самого начала говорилось о сроках — предполагалось, что цели экипаж достигнет в зрелые годы, тогда как на Земле пройдут столетия и встречать космонавтов будут уже иные поколения.

Дети в этом возрасте готовы подписаться на любое приключение, но их родители...?
Дети в этом возрасте готовы подписаться на любое приключение, но их родители...?

Требовалось согласие всех родственников и, если вы помните, там «забраковали» одну из девочек, ибо её бабушка была категорически против. Это сказано вскользь, но сильно запоминается. В детстве казалось: ну, вот — какая вредная бабушка, не дала внучке совершить подвиг и прожить интересную жизнь. А сейчас неадекватными кажутся именно те папы-мамы, которые отпустили навсегда. Чтобы, как в начале 2-й части справлять «виртуальные» или вообще непонятно какие дни рождения своего улетевшего брата-сына-внука.

Нам показывают семью одного из героев... Отец должен проститься с ребёнком навсегда.
Нам показывают семью одного из героев... Отец должен проститься с ребёнком навсегда.

Нам показывают семейство Павла Козелкова с пожилыми родителями и зрелым бородачом — младшим братом. Пока подростков «крутило» в пространстве, благодаря чему они не состарились, дома прошло почти 30 лет (если точно - 27). И эти сеансы видеосвязи, где семиклассники наблюдают свою сорокалетнюю одноклассницу — мать двоих детей. (Кстати, фильм был снят в 1973 году, то есть в Москве был уже 2000 год — это ещё одна занимательная тема для исследования, ибо в этой реальности, скорее всего, не поменялся даже общественный строй).

Сюрреалистический день рождения...
Сюрреалистический день рождения...

Почему же в детском фильме нам объявили саму возможность такого решения со стороны родителей - по сути, наших родителей? Таких же, как наши. Транслировалось безоговорочное доверие общества к государству и его программам, в том числе космическим? Мол, на советском корабле ничего не случится, даже если дети всё перепутают или нажмут не те кнопки, передерутся или ...начнут сходить с ума? Никто не задумывался о том, что людям с неокрепшей психикой предстояла многолетняя изоляция, нахождение в замкнутом пространстве.

Ситуация шока - увидеть своего руководителя стариком, а потом и свою бывшую одноклассницу, ставшую тётенькой.
Ситуация шока - увидеть своего руководителя стариком, а потом и свою бывшую одноклассницу, ставшую тётенькой.

Даже с учётом «комнаты отдыха», где можно было сконструировать любую систему (комната, кстати, тоже вызывает вопросы). Понятно, что это — полусказочная scienсe fiction, созданная для детей, где все эти взрослые проблемы-подробности — опускаются или не замечаются. (Между прочим, в сходном сюжете «Большое космическое путешествие» явлены терзания матери одного из парней). Тем не менее, сама возможность отпустить сына/дочь в космос навеки - это ещё большая фантастика, чем полёт по маршруту Москва - Кассиопея.

Zina Korzina (c)