Фильм «Сердца четырёх» (1941) - один из лучших предвоенных фильмов и, если честно, мне он нравится больше, чем комедии Григория Александрова, считающиеся классикой советского синематографа 1930-1940-х. В нём показаны очаровательные люди на фоне такой же идеально-солнечной жизни. Безусловно, сёстры Мурашовы (их играют чарующие звёзды - Валентина Серова и Людмила Целиковская) как положено в комедиях — антиподы.
Галя — строгая и умная, Шурочка — легкомысленно-ветреная. По ходу дела они чуточку меняются местами, и Галя-математик забавно «проваливается» в любовь. Однако у меня всегда возникал вопрос: а зачем Гале нужен этот офицер? Была ли это любовь или что-нибудь ещё? Психология этой «вспышки» просматривается весьма легко. В семье Мурашовых любимицей всегда была Шурочка — достаточно посмотреть начало картины со сценой завтрака. Мать лелеет младшенькую дурочку и срывается на умную Галю.
Маменька суёт Шурочке денежку, буквально догнав у дверей. Здесь потакают капризам и вольностям инфантильной деточки, тогда как рано повзрослевшая Галина вынуждена играть роль сильной. А ей уже прискучила роль второй мамочки для сестрицы. Мир вертится вокруг «глупой Шурки», которая плохо учится и даже в точности не понимает — влюблена или нет. Полагаю, что девушка и до этого «чуточку влюблялась» - например, в харизматичного учителя или в спортивного юношу из соседнего двора.
Безусловно, сёстры любят друг друга, но учёной мадемуазель так надоело быть жёсткой и важной, что первый попавшийся брутальный мужчина совершенно выбивает её из колеи. Столкновение с офицером Колчиным оказывается фатальным. Галя принимается «увлекать» мужчину-в-форме уже в тот момент, когда он после аварии поднимает её на руки. До этого Галю постоянно окружали степенные юноши-отличники, занятые наукой; потом — заумные кавалеры, типа Заварцева. А ей не нужны деликатные и застенчивые мямли.
Она хочет, чтобы её грубовато любили и крепко обнимали. Чтобы не она командовала (надоело!!!), а — ею. Потом, на протяжении всего фильма строгая дева явным образом бегает за привлекательным командиром. Флиртовать она не умеет, а потому — лезет напролом, как танк. В некоторых сценах ощущается намёк на шекспировское «Укрощение строптивой», да и вообще стилистика «Сердец...» напоминает старинные комедии. К финалу мы уже наблюдаем гармоничные пары.
Милая, дурковатая Шура может себя чувствовать вполне состовшейся при нелепом, но симпатичном биологе, который в свою очередь ощущает себя настоящим мужиком близ вечной деточки. Деловитая, но уставшая от этой брони Галя может расслабиться и получить женское счастье рядом с человеком, имеющим над ней власть. В общем, эта лиричная, дивная история, произошедшая накануне войны, интересна и с психологической точки зрения. Разве что — пробегает холодок. Эти люди ещё не знают, что им вот-вот предстоит...
Zina Korzina (c)