Странная мораль фильма «Морозко»

12 February 2019
50k full reads
3 min.
57k story viewsUnique page visitors
50k read the story to the endThat's 88% of the total page views
3 minutes — average reading time

Киносказка «Морозко» - один из шедевров советского кинематографа. Больше того, этот фильм — очень красивый, яркий, с любовью созданный. Вместе с тем, в нём присутствует весьма странная мораль. Он транслирует нехитрую мысль: есть только два формата женского поведения. Первый — Марфушка (это наказуемо, но не так уж сильно, в отличие от классической народной сказки).

Кадр из фильма «Морозко».
Кадр из фильма «Морозко».
Кадр из фильма «Морозко».

Второй — Настенька (это поощряемо, но после каких унижений). Забегая вперёд, вернее - отбегая в сторонку, напомню оптимальный вариант, показанный в чешском шедевре «Три орешка для Золушки», где падчерица не кротка, а вполне ретива, что не мешает ей быть красивой и трудолюбивой. И она получает принца. Всё путём. И зимний лес тоже присутствует. Но.

В киноверсии «Морозко» всё иначе. Есть две девушки — плохая и хорошая. Итак, плохая. Непривлекательная и — наглая. Ленивая и злая. Жрёт, спит, требует жениха, приданого, бриллиантов — лучших друзей девушек (по версии одной из героинь Мэрилин Монро, но сейчас не об этом). Ибо Марфутка — не Монро. И даже не Симона Синьоре.

Кадр из фильма «Морозко».
Кадр из фильма «Морозко».
Кадр из фильма «Морозко».

Хабалка-рохля с высокой самооценкой и редкой, смешной косичкой. «У Насськи коса лучше!» Но у Марфушеньки-душеньки — дороже. На базаре куплена. Своя-то (повторюсь) не выросла. Эх. Фильм снят в 1960-х — на Западе в моду входили пышные шиньоны. Это так, к слову. Но Марфушка - не промах. При бусах, макияже и советах услужливой мамочки. Мамочка всё равно пристроит.

Есть вторая героиня — антипод Настенька. Симпатичная, кроткая, точнее — забитая. Жалеет своего папашу-мазохиста. Живут они в бедной избушке, а потому возникает вопрос: чем привлёк такой мужчина при такой жилплощади ту самую мачеху? Это же не обер-лесничий из нашей «Золушки» 1947 года и не владелец громадного замка из уже упомянутых «Орешков».

Кадр из фильма «Морозко».
Кадр из фильма «Морозко».
Кадр из фильма «Морозко».

Однако же нас интересует Настя. И её реакция. Терпеть и мучиться. Что из всего этого выносит зрительница, которой в момент просмотра лет 5-7? Будешь тупой и наглой, максимум — подарят ворон в «ларце». Приедешь домой на свиньях. Можно подумать! Царь Пётр на свиньях как-то раз приехал в Немецкую Слободу — пошутил. И тут — Морозко пошутил.

Марфушеньку опозорили, но несильно - у неё и так был имидж подпорченный. Настеньке, понятное дело, самоцветов отсыпали, да и Ванечку приодели в кафтан боярского кроя — в талию, с воротником-козырем. Девочка так долго страдала, что в конечном итоге получила немножко счастья. Тут дело в соотношении «унижение / награда».

Кадр из фильма «Морозко».
Кадр из фильма «Морозко».
Кадр из фильма «Морозко».

За Настенькины слёзы ей положен не такой Иванушка из соседнего села, а, по крайней мере, заморский прЫнц Луи такой-то. Просто получается, что и наказание твари-Марфушке — средненькое, и смарагды у Настёнки — жидковаты. Вернее, выглядят, как поддельные. Да и вообще, им теперь ещё ювелира искать. В общем, получается, что поганое поведение наказуемо, но несильно. А унижение оплачивается весьма скупо. Может, оно и в жизни так?

Хочется надеяться, что нет. Кстати, о классике. То есть об аутентичном тексте из сборника народных сказок. О доброй падчерице: «Та – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжёлый» . Несут. Тяжёлый. В злате-серебре. О злобной дочке: «Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно». Зато - наглядно.

Зина Корзина (с)