Танцевать, тёща, танцевать!

5 August 2018

Вообще, какой фильм Застоя ни возьми, везде видим практически одно и то же - на экране баба решает все свои проблемы, а где-то позади плетётся некто, значащийся в документах и метриках, как мужчина. Если же авторы пытались изображать крепкого мужика с традиционными взглядами на жизнь, тут же получался малосимпатичный персонаж, вроде доктора из фильма «Вам и не снилось...». Помните, герой Леонида Филатова пытается давить на трепетную педагогиню-Соловей и она в конце-то концов ему выдаёт: «Слишком много условий»? Или - пресловутый Гоша. Но о мальчиках мы ещё поговорим. Ибо в тех картинах интересны именно дамы.

Танцевать, тёща, танцевать!

Итак, Бабушка Мария. Крепкая деревенская баба. Разумеется, Нонна Викторовна. Кто ещё может сыграть такой размах и такую драму? Вышла замуж по любви за классического Первого Парня, привыкшего не столько работать, сколько гулять да петь. Разочаровалась, прогнала, хотя, по её словам, «больше жизни любила». В душе, разумеется, считает, что одинокая женщина - это неприлично. Или, как с расстановкой произносит её городская дочь: «Не-при-лич-но!!!!»

Почему неприлично - понятно, ибо деревенская мораль иная, нежели в городе. Одинокая, стало быть, гулящая или ещё какая порченная. Тем не менее, молодая ещё тётка поставила на себе крест, как на женщине и буквально убегает, когда начальственный ухажёр пытается вручить ей букет. Он, конечно, не Первый Парень, но всё-таки. Потому что любовь в 50 лет - это тоже не-при-лич-но. А ещё Мария не понимает, во что превратилась её «кровиночка».

Танцевать, тёща, танцевать!

Кровиночка Дочка Нина. Типичная городская модница, совершающая массу телодвижений, чтоб было «всё, как у людей». У неё типовая квартира - с мебельным гарнитуром «стенка», типовая кухня с весьма типовыми висюльками из бамбука - в начале 1980-х было модно оформлять дверной проём так называемыми «вьетнамскими шторами» (в ценнике они значились именно так). Она одета по последней моде - непременные штаны-бананы, халат а-ля кимоно, потом ещё длинное вечернее платье на бретельках, импортные очки от солнца. На голове - хим.завивка. В руке - сигарета. Всё - фирма. Деревенская девчонка, она больше природных городских старается соответствовать. Внешнему.

Общепринято-престижному. Не удивлюсь, если на её книжных полках окажутся ни разу не читанные Мопассан, Дюма, Пикуль и прочий «макулатурный» или подписной дефицит. Имеются в доме и модные записи, которые с интересом слушает девочка Иришка. Другой музыки в доме, скорее всего, не бывает. Со своим мужем, Станиславом Юрьевичем, а точнее - с Тасиком, она в состоянии полуразвода, притом, что у неё имеются связи на стороне с женатым мужиком. Типично. Многоизвестная «Зимняя вишня» о том же. Только там баба - питерская и образованная.

Танцевать, тёща, танцевать!

И, наконец, Внучка Иришка. Зачем авторам понадобилось брать на эту роль мальчика - Федю Стукова? На мой взгляд потому, что только мальчик может полноценно изобразить девочку-пацанку, чья бабушка ворочает горы и чья мама ворочает их же. Только первая трудится, а вторая имитирует работу в одной из многочисленных контор. Но, тем не менее, устают обе. Иришке палец в рот не клади - куснёт. Девочка - не промах, она уже - модная, современная. Она даже в постели не расстаётся с хитами 'Boney-M', а выбегая из комнаты, каждый раз целует портрет эстрадного кумира.

Иришка смотрит на этот мир философски - маме некогда, поэтому надо как-то вертеться, чтобы не увянуть с тоски. (Кстати, всё тот 'Boney-M' в гигантских наушниках звучит и у другой известной кино-дочери - у Александры из «Москва слезам не верит». У обеих девочек - приезжие матери вгрызаются в жизнь и страдают хроническим self-made-ом). Забегая вперёд, допускаю, что Иришка будет хреново учиться, тусить на дискотеках, зверски любить Томаса Андерса и просить у матери варёные джинсы...

Танцевать, тёща, танцевать!

Мальчики. Заметим - фамилия главной героини - Коновалова. Коней валит. Мужнина фамилия, но муж-то скатился до Вовчика. Какой же он - Коно_валов? Он - Вовчик. Во дворе у него живёт недо-рокер Варелик (именно так, хотя, скорее всего, он - Валерий). Начальник, который пытается ухаживать за Марией - Ляпин. Не Кузнецов, не Комиссаров и не Крутов какой-нибудь, а Ляпин. Муж Нины - Стасик или - Тасик. Коновалова его в лоб - одним мизинцем. Показательно, что Тасик, устав от могучей Нины (как от типажа!), приглашает в ресторан слабовидящую девочку-скромницу, которая даже над супом склоняется так, будто бы стесняется есть. Его танец - это отчаяние.

Его достали, ибо он - сильный и красивый мужик. И не Тасик. «Танцевать, тёща, танцевать!!!!» Но что будет завтра? Снова Тасик? Самое смешное, что Тасики могут только с забойными Нинами. Девочки-былинки с мега-линзами с ними не уживаются... Есть ещё и закадровый женатик, у которого роман с Ниной. Судя по их последнему разговору - подкаблучник. Судя по самой Нине и её вкусам - импозантный подкаблучник. Одна надежда на Вовчикова сына от второго брака - на хиппующего волосатика Кирилла, которого забривают в армию.

Танцевать, тёща, танцевать!

Бег по кругу. В фильме есть примечательный и довольно длинный фрагмент - атлет на стадионе бежит по кругу. Для него это тренировка, а смысл жизни - золотая медаль. Так и бежит. Бегут и герои - точно так же по кругу. А в небе - самолёт, как символ побега в некую другую жизнь. Сначала символом другой жизни был Город. Потом - Москва. Потом - Заграница. Потом...? Такие, как Нина всегда верят, что где-то там есть белый теплоход, большая красивая любовь, коктейль на палубе и 'Boney-M' в живую. Вот это - Жизнь! А пока - бег по кругу. Точнее - в никуда. Но зато можно танцевать, тёща! Тан-це-вать!

Зина Корзина (с)