«ТАСС уполномочен заявить» - Пилар, как символ дольче-вита

33k full reads
38k story viewsUnique page visitors
33k read the story to the endThat's 87% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Советский телесериал «ТАСС уполномочен заявить» (1984) для меня связан с личным переживанием – когда его крутили по ТВ в июле 1984 года, моя мама пребывала в одной из стран «третьего мира», где работала в качестве советского специалиста. Не КГБ, просто Минтрансстрой, но тогда всё подчинялось единому ритму. Особенно – тема выезда за рубеж в Азию и Африку. Было тревожно. В эру Холодной Войны мы соперничали с американцами во всех областях – в том числе, боролись за возможность диктовать вчерашним колониальным странам «правильный путь» и выбор идеологии.

Кадр из фильма «ТАСС уполномочен заявить» (1984). Скриншот.
Кадр из фильма «ТАСС уполномочен заявить» (1984). Скриншот.
Кадр из фильма «ТАСС уполномочен заявить» (1984). Скриншот.

Сейчас понимаешь, что фильм наивный, хотя, с точки зрения «искусства» - прекрасный. Его до сих пор интересно смотреть. Помимо ловких поворотов сюжета, были там очень красивые актрисы, в том числе – никому не известная, ярчайшая дама – некая Эльвира Зубкова (почему-то в ряде источников она значится, как Элеонора, но в титрах именно Эльвира). Она играла коварную авантюристку – Пилар, подругу ЦРУшника Джона Глэбба, в роли которого выступил совершенно не американистый Вахтанг Кикабидзе, но образ получился великолепным.

Журналы мод 1978 и 1980 гг. Сканы сделаны автором текста и выложены в свободный доступ.
Журналы мод 1978 и 1980 гг. Сканы сделаны автором текста и выложены в свободный доступ.
Журналы мод 1978 и 1980 гг. Сканы сделаны автором текста и выложены в свободный доступ.

Пилар показалась смутно знакомой и неслучайно. Это была манекенщица, чьё лицо часто украшало журналы мод 1970-1980-х годов. Но сопоставлять типаж на экране и «девушку с обложки» в подростковом возрасте не придёт в голову – я тогда была уверена, что в кино и театре задействованы актрисы, на крайний случай – циркачки, а манекенщицы …? Они только в журнале и на показе мод. Таким же открытием была манекенщица Елена Метёлкина – Нийя из «Через тернии – к звёздам» (1980) и Полина в «Гостье и будущего» (1984).

Обложки журналов мод. Источник - https://auction.ru/
Обложки журналов мод. Источник - https://auction.ru/
Обложки журналов мод. Источник - https://auction.ru/

Да. Это была стандартная формула советского кино «про Запад» - все тамошние женщины рисовались модными красавицами с отличными фигурами, а жизнь полна дискотечного блеска, музона и феерии. Не говоря уже о стильных интерьерах. Эта завлекательная картинка сыграла не последнюю роль в последующем отказе от социализма – всем дружно захотелось стопиисят сортов сыра и бананово-лимонных конфет в крикливых фантиках. И, понятное дело, чтобы все девушки были, как модели с обложки.

Кадр из фильма «ТАСС уполномочен заявить» (1984). Скриншот.
Кадр из фильма «ТАСС уполномочен заявить» (1984). Скриншот.
Кадр из фильма «ТАСС уполномочен заявить» (1984). Скриншот.

Ан всё сложнее! И те, кто ездили за границу – знали, что красоток в Лондоне и Хельсинки примерно так же мало, как в ПГТ Лесная Муть, налоги – высоченные, а бананово-лимонные конфеты – чистая химия, да и по вкусу - не очень. Что фантик - это всего лишь раскрашенная бумага. Но в 1984 году все смотрели, как лощёная Эльвира Зубкова в сногсшибательных нарядах шикарно закуривала, плавно двигалась и смотрела с экрана широко распахнутыми, густо подведёнными глазами.

Набор открыток с советами по вязанию. Сканы сделаны автором текста и выложены в свободный доступ.
Набор открыток с советами по вязанию. Сканы сделаны автором текста и выложены в свободный доступ.
Набор открыток с советами по вязанию. Сканы сделаны автором текста и выложены в свободный доступ.

О ней даже сейчас написано очень мало. Эльвира Борисовна родилась в 1956 году, не имела актёрского образования, была моделью Вячеслава Зайцева – кстати, все его манекенщицы отличались изысканной внешностью, а вот в ОДМО на Кузнецком Мосту встречались и обычные лица, так как советский легпром – это не столько праздник моды, сколько демонстрация вещей для массового производства. А вот Зайцев с самого начала позиционировал себя, как фэшн-художник и творец элитарных форм.

Эльвира Зубкова в телепроекте «Школьный спектакль» (1972). Галерея - дальше в «Курьере» и в 2010-х года

Кстати, она снималась в кино и до этого – ещё в подростковом возрасте, в телепроекте «Школьный спектакль» (1972) – он выложен на ЮТубе. После «ТАСС…» Зубкова появляется в ряде эпизодов – например, в «Курьере» (1986) в роли одной из гостий на дне рождения Кати. Жизнь модели/актрисы сложилась хорошо – она удачно вышла замуж за дипломата, профессора МГИМО Ноэля Усманова и 1991 по 2012 год проживала в Ливане, где её супруг работал Директором центра культуры России. Лет 6-7 назад мелькнула в какой-то программе, посвящённой кино.

Эльвира Зубкова в эпизодах. «Весёлая хроника опасного путешествия» (1986) и «Мужчины и все остальные» (1985). Скриншоты.
Эльвира Зубкова в эпизодах. «Весёлая хроника опасного путешествия» (1986) и «Мужчины и все остальные» (1985). Скриншоты.
Эльвира Зубкова в эпизодах. «Весёлая хроника опасного путешествия» (1986) и «Мужчины и все остальные» (1985). Скриншоты.

Несмотря на скромный послужной список, Зубкова до сих вспоминается, как украшение политического детектива о противостоянии систем. Её Пилар не так часто появлялась - в ряде серий её вовсе нет, однако, на неё каждый раз было направлено внимание – она помогала вербовать советских специалистов, заманивая их в свои сети. Она воплощала дольче-виту, мир коктейлей, огней, дорогих авто. Ей удалось зацепить Дубова – главного злодея и предателя. Правда, со Славиным у неё ничего не вышло...

Zina Korzina (c)

  • Статья по теме:

«Гостья из будущего» и платье Полины.