В чём главный смысл фильма «Любовь и голуби»?

30 May

В кино-хите «Любовь и голуби» (1984) есть один примечательный фрагмент, который по сути является главным — и в советской прессе отмечали силу этой сцены, превращающей забавный лубок (не всегда корректный, кстати) — в произведение искусства. Это рассказ Васи Кузякина о причинах своего увлечения голубями. Идёт погружение в юношеские переживания и - рассказ о деревенском юродивом, которого любили все жители и особенно — голуби, а потом его — этого Божьего человека — убили шабашники.

В этой сцене Василий рассказывает дочери о вселенской любви и - голубях.
В этой сцене Василий рассказывает дочери о вселенской любви и - голубях.

Кто такие шабашники? Это — группа городских маргиналов (иной раз - родом из деревень, но отказавшихся от малой родины), зарабатывающих по колхозам и совхозам на строительстве объектов. Шабашники не отличались основными добродетелями, как советского человека, так и вообще хомо-сапиенса — то бишь порядочностью, состраданием, нормальным восприятием мира. Это были весьма циничные мужики формата «перекати-поле», которых не принял город и ненавидела деревня.

Деревня тут выступает, как хранительница уклада и родовых традиций.
Деревня тут выступает, как хранительница уклада и родовых традиций.

Их плюсом было только то, что они быстро возводили какой-нибудь коровник или даже здание библиотеки, брались за любую работу и помогали тому или иному председателю «перевыполнить план». Писатели-деревенщики 1960-1980-х часто изображали шабашников, как антиподов славным деревенским жителям, хранящим заветы рода. Вот и здесь — в типичной «комедии положений» есть этот важный нюанс — трагическая сцена. Даже фоновая музыка резко меняется и — столь же резко меняется жанр. Это как бы фильм внутри другого фильма.

Раиса Захаровна, помешанная на эзотерике, выступает разрушительницей уклада...
Раиса Захаровна, помешанная на эзотерике, выступает разрушительницей уклада...

Смотрим дальше! По факту, примерно такой же психологией обладает и Раиса Захаровна, городская жительница «без корней». Сообщает, что папа был офицером, то есть мотался по гарнизонам. В этом ничего ужасного нет — это специфика долга. Но конкретный персонаж — Раиса Захаровна не привязана ни к какой земле (в сакральном смысле). Неслучайно её играет Людмила Гурченко, имевшая амплуа «вечно брошенной красавицы», женщины-без-семьи и по большому счёту — без поддержки рода. Она выступает разрушительницей уклада.

«Любовь и голуби» поднимается до уровня философского произведения...
«Любовь и голуби» поднимается до уровня философского произведения...

Где? На югах, где традиционно гуляли те самые шабашники, получив хорошее вознаграждение. Примечательно, что главным интересом для Раисы Захаровны становятся эзотерические знания в их попсовом варианте, что ещё дальше от веры в Бога, чем советский атеизм. Так, из презабавной истории о том, как Вася «побарствовал» в баре с шикарной кралей, да и вернулся к Надюхе-краюхе, «Любовь и голуби» поднимается до уровня философского произведения, а любовь трактуется, как вселенская гармония. Ну, а голубь в Христианстве — символ святого духа.

Zina Korzina (c)