«Виват, гардемарины!» - тоска на фоне золота

5 January
19k full reads
22k story viewsUnique page visitors
19k read the story to the endThat's 86% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Я не являюсь поклонницей романтических «Гардемаринов» и особенно их продолжений – на мой взгляд, эти фильмы наполнены лишними деталями, тогда как основную линию отслеживать крайне трудно из-за беспрерывных скачек главгероев – по поводу и без повода. Вместе с тем, «Гардемарины, вперёд!» (1987) очень нравятся большинству населения, поэтому наверняка там что-то есть – ну, хотя бы красивые молодые парни и такие же прекрасные девушки. И - музыка.

Кадр из фильма «Виват, гардемарины!» (1991). Скрин экрана. YouTube.
Кадр из фильма «Виват, гардемарины!» (1991). Скрин экрана. YouTube.
Кадр из фильма «Виват, гардемарины!» (1991). Скрин экрана. YouTube.

Но если первую часть, действие которой происходит в 1742 году, вспоминают довольно часто, то «Виват, гардемарины!» (1991) и тем более «Гардемарины-3» (1993) как-то вообще не вписались в общественное сознание. То ли в начале 1990-х и без того было, что смотреть по видаку и – в жизни, то ли продолжения получились неказистыми на 146 процентов. Я считаю, что если идёт грубое препарирование истории, то пусть это выходит увлекательно, а тут… Нет.

Мне хотелось бы обсудить не только сам фильм «Виват, гардемарины», но и презанятный подбор актёров - одна только Гурченко чего стоит! Но начнём не с неё. На роль принцессы Софии-Фредерики-Августы Анхальт-Цербстской взяли очень популярную девушку 1980-х годов – Кристину Орбакайте. На принцессу Фике наша Кристина была похожа только своей тонкой талией.

Принцесса София-Фредерика-Августа Анхальт-Цербстская и Кристина Орбакайте в её роли. Источники - Википедия; скрин экрана YouTube.
Принцесса София-Фредерика-Августа Анхальт-Цербстская и Кристина Орбакайте в её роли. Источники - Википедия; скрин экрана YouTube.
Принцесса София-Фредерика-Августа Анхальт-Цербстская и Кристина Орбакайте в её роли. Источники - Википедия; скрин экрана YouTube.

Будущая императрица Екатерина была от природы брюнеткой, да и никакого «дорожного романа» у Фике не было. Принцессу изобразили сентиментальной и расчётливой – видимо, так представляют всех немок. Судя по историческим документам, девочка, которой вот-вот исполнится 15 лет (Фике родилась в апреле 1729 года, а прибыла в Россию зимой 1744-го) не обладала какими-то серьёзными познаниями о жизни.

Вся жёсткость, изворотливость, чёткость в принятии решений – это позже. А тут явили деточку, умеющую улыбаться в духе Дейла Карнеги (модного у нас автора начала 1990-х) и переигрывать не только родную мать-интриганку, но и царицу с канцлером Бестужевым (сцена рыданий в финале, конечно, не искренняя, а только ради того, чтобы зацепиться за богатую Россию, которая ускользала из-под ног).

Людмила Гурченко в роли Иоганны Анхальт-Цербстской и - её героиня. Источники - YouTube и Википедия.
Людмила Гурченко в роли Иоганны Анхальт-Цербстской и - её героиня. Источники - YouTube и Википедия.
Людмила Гурченко в роли Иоганны Анхальт-Цербстской и - её героиня. Источники - YouTube и Википедия.

Далее – герцогиня Иоганна Анхальт-Цербстская, мать Фике. Такое чувство, что Людмилу Гурченко подобрали, исходя из описаний в романе «Фаворит» Валентина Пикуля: «Иногда появлялась мать — гибкая и вертлявая, бойко стрекочущая каблуками красных туфель». Хорошенькая и тонкая станом, но дёрганная, истеричная, похотливая, неумная. Это и транслирует героиня фильма.

Безусловно, герцогиня была авантюристкой и шпионкой прусского короля, играла в карты и заводила романы, ибо её не устраивала тусклая жизнь и типичная германская нищета (сейчас довольно трудно представить, что немцы когда-то жили бедно в своей массе, включая большую часть их королей и курфюрстов). Но реальная Иоганна была не столь разухабиста, как киношная - тут какая-то Раиса Захаровна.

Герцогиня Иоганна Анхальт-Цербстская (Википедия) и Людмила Гурченко в её роли YouTube.
Герцогиня Иоганна Анхальт-Цербстская (Википедия) и Людмила Гурченко в её роли YouTube.
Герцогиня Иоганна Анхальт-Цербстская (Википедия) и Людмила Гурченко в её роли YouTube.

Далее - эпизодическая, но ключевая фигура повествования - Фридрих II, король Пруссии. Считается, что именно он посадил на трон принцессу Фике - дочь своего генерала. Да. Отец Екатерины просто служил в армии более сильного и богатого немца, чем он сам. Это было в порядке вещей, когда один немецкий властитель работал у другого - хоть по армейской части, хоть по богословской. Так вот Фридрих тогда был молод, хорош собой и считался одним из образованнейших королей Европы. Да, усов он ни-ког-да не носил.

То, что изображает латыш Pauls Butkēvičs - это какой-то унылый ...генерал Вермахта, немножко играющий на флейте. Ага. Так обычно выглядели скучающие фашисты. Меня поразила одна фраза, брошенная Елизаветой в адрес письма прусского короля: «Мда. Письмо полицейского, но не короля». Это если учесть, что Фридрих переписывался с Вольтером и отлично владел слогом, а вот сама Елизавета Петровна никогда не страдала от излишней образованности.

Pauls Butkēvičs в роли Фридриха II. Источник https://www.kino-teatr.ru/ и его герой в начале 1740-х годов.
Pauls Butkēvičs в роли Фридриха II. Источник https://www.kino-teatr.ru/ и его герой в начале 1740-х годов.
Pauls Butkēvičs в роли Фридриха II. Источник https://www.kino-teatr.ru/ и его герой в начале 1740-х годов.

И, наконец, императрица Елизавета Петровна, которую сыграла Наталья Гундарева. В общем-то тут попадание хорошее - полнота-красота-вальяжность-очарование. Но мне эта роль показалась чрезмерно вульгарной - царица больше напоминает стареющую поп-звезду, любящую красивых юношей и яркий макияж. Вообще, костюмы и общий дизайн - это даже не стиль Анжелики с её допущениями и попытками осовременить, это - какое-то преддверие «Новых песен о главном», которые станут новогодними хитами уже в середине 1990-х.

Понятно, что развлекательно-приключенческое кино - это не байопик и тем более не хроникально-документальный фильм, но были же и отличные кинокартины - к примеру, «Михайло Ломоносов» (1986), где тоже много постмодернистских вывертов и отходов от академической биографии, но там всё сделано изящно. А в Гардемаринах-2 - крайне грубо и прямолинейно. Клиповый стиль. Хотя... эта вещь - отличное выражение своего времени.

Наталья Гундарева в роли Елизаветы Петровны. https://www.kino-teatr.ru/ Портрет императрицы. Википедия.
Наталья Гундарева в роли Елизаветы Петровны. https://www.kino-teatr.ru/ Портрет императрицы. Википедия.
Наталья Гундарева в роли Елизаветы Петровны. https://www.kino-teatr.ru/ Портрет императрицы. Википедия.

Тогда в моде были именно клипы, яркость, какие-то блестяшки, по-быстрому нашитые на шёлк и бархат. Всё казалось временным и поверхностным, будто создаваемым на пару часов, а не для Вечности. Поэтому большинство кинокартин 1990-х или невозможно смотреть, или они служат иллюстрациями к своей эпохе. И Гардемарины-2 - такая же коммерчески-яркая и притом - неинтересная штучка. Золота и жемчугов - много, натура - дивная, а смотреть в сущности нечего.

Zina Korzina (c)