«Время желаний» и баба-чудовище

8 March

Кинофильм середины 1980-х «Время желаний» с Верой Алентовой в роли хищной «невесты» маститых деятелей и крупных начальников, выглядит обыденным и — средним на фоне феерической сказки «Москва слезам не верит», где играет всё та же Алентова. Правда в одной из сцен она всё же произносит монолог, изысканно отсылающий к «Москве...».

Света ездит в дома отдыха для творческих работников - в поисках мужчин.
Света ездит в дома отдыха для творческих работников - в поисках мужчин.

Мол, ей никогда не нравились те, кто был рядом и поблизости, а хотелось к разным композиторам, но у тех были «свои женщины». Светлана сменила ряд профессий, нигде особо не задерживаясь. Теперь она работает косметологом, а подходящим кавалерам врёт, что дизайнер и — вдова архитектора.

Ей нужен немолодой, солидный, при регалиях.
Ей нужен немолодой, солидный, при регалиях.

То есть Вера Алентова играет своеобразный аналог Людмилочки из «Москва слезам не верит». Та же пробивная сила, умение себя подать (правда, недолго, быстро сдувается) и — беспрестанное враньё в надежде на взаимность. Вернее, Алентова играет ...всё ту же Катю Тихомирову, которая не пошла своей дорогой, а во всём послушалась Людмилу.

Дамочка работает косметологом, но врёт, что она вдова архитектора.
Дамочка работает косметологом, но врёт, что она вдова архитектора.

(Вообще, многие советские фильмы связаны незримыми сюжетными нитями друг с другом, просто мы не всегда это замечаем). Итак, перед нами не шибко образованная, но знающая себе цену дамочка у которой на лице нарисована алчность. И беспрестанное желание урвать от жизни всё лучшее. Интеллекта у неё мало, зато напор - танковый.

Кстати, мы и тут видим трёх подруг, но глав-героиня потом бросает свою бывшую компанию, как неподходящую её статусу.
Кстати, мы и тут видим трёх подруг, но глав-героиня потом бросает свою бывшую компанию, как неподходящую её статусу.

Это преотлично «раскусывает» композитор в ведомственном доме отдыха, куда Светлана ездит не прохлаждаться, но охотиться. К тому же, изображающая муз-эстетку, она «проваливает» важнейший экзамен — не узнаёт музыку Моцарта, льстиво принимая её за творение своего потенциального супруга. Фи, конфуз!

Она красива и заботлива. Она кажется добрым ангелом для уставшего чиновника.
Она красива и заботлива. Она кажется добрым ангелом для уставшего чиновника.

Но Светлана не привыкла унывать — немолодых да ладных мужиков при деньгах / должностях и так много, безо всяких пианино, Моцартов, мук творчества. И вот в её сетях появляется умный-добрый-честный-приличный чиновник — бывший фронтовик и вообще хороший человек. Владимир Дмитриевич не хапуга и не жлоб - ему важно большое-важное дело.

Светлана решает проблемы и достаёт дефицит - в этом её смысл бытия.
Светлана решает проблемы и достаёт дефицит - в этом её смысл бытия.

Светлана окружает его заботой, точнее — гипер-опекой. Суетится. Достаёт редкие по советским меркам вещи. Её волнуют исключительно материальные ценности. Сама она — пустая и слаборазвитая, но умеет забалтывать умных мужиков, пристраивать «нужных людей» и обзаводиться полезными связями. Особый талантище!

А Володе ничего не надо - он просто любит свою работу.
А Володе ничего не надо - он просто любит свою работу.

Есть такие люди — прилипалы, а в СССР они могли неплохо жить, коммутируя одних держателей «блата» - с другими - об этом фильм «Прохиндиада» с Александром Калягиным. Но - никакого счастья в такой гонке. Владимир Дмитриевич — нормальный, живой человек и в конечном итоге ему становится душно с чрезмерно шустрой бабёнкой.

Старается-старается, а ...всё зазря.
Старается-старается, а ...всё зазря.

Со стороны кажется, что она — супер. Устраивает жизнь своему взрослому «пасынку», найдя ему работу аж за границей, что по тем временам означало «высший пилотаж». Светлана делает всё возможное и невозможное, дабы укрепить позиции скромного тюфяка-мужа, который хотя и солиден, да не оборотист — надо бы подтолкнуть. Дать волшебного пинка.

В финале чиновник не выдерживает столь напряжённого бытия с суетливой дамой.
В финале чиновник не выдерживает столь напряжённого бытия с суетливой дамой.

Финал всей этой тягостной сказки - чудовищный. Владимир Дмитриевич умирает от приступа - не от напряжения по работе, но от усталости. Светлана даже в последний момент звонит куда-то насчёт люстры. Когда понимает, что муж скончался, принимается выть и заламывать руки. И я уверена, что в голове уже крутит схему наследования. И - изысканного вдовства.

Zina Korzina (c)